Интеллектуальные нарушения- это разного рода отклонения в умственном развитии. При наличии у ребенка таких отклонений ему требуется специальное обучение по коррекционным программам. Это обусловлено тем, что интеллектуальные нарушения вызывают дефекты в речевом и психическом развитии. Мышление , память, внимание детей с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития. Это в свою очередь приводит к нарушениям различных функций и проблемам с различными направлениями и видами деятельности.
Обучение детей с нарушением интеллекта реализуется в специальных учебных учреждениях, где используется системный подход и проводятся комплексные мероприятия, ориентированные на реабилитацию, социальную адаптацию, обучение, воспитание и развитие детей.
Коррекционная система воспитания, обучения и развития детей с нарушениями интеллекта базируется на ведущих принципах: принцип вариативности и принцип системности.
Принцип вариативности. К каждому ребенку подбирается свой вариант воспитания и обучения, с выбором средств и методов, исходя из его условий проживания, микроклимата семьи, желания родителей, особенностей проявления нарушений интеллекта и иных сопутствующих заболеваний.
Принцип системности. Обучение реализуется в специальных коррекционных учреждениях, где ребенок получает медицинский осмотр и лечение, консультацию психологов, психиатрическую помощь, обучается специальным педагогом по коррекционным программам, а также получает помощь иных специалистов, при необходимости.
Системное воспитание и развитие требует такого подхода к каждому ребенку, при котором будет учитываться характер, темп и степень отклонений психического и интеллектуального развития ребенка. Такое обучение и воспитание, ориентировано на сглаживание отклонений и их возможную коррекцию, а также устранение причин их развития. Такой подход необходим для поиска путей оптимального коррекционного воздействия и выбора направлений развития ребенка с нарушениями интеллекта.
Системные мероприятия позволяют провести комплексную диагностику развития отклонений, выявить их причины, разработать способы коррекции и их устранения. Каждый возрастной этап развития ребенка оказывает определенное влияние на развитие его личности. На любом возрастном этапе происходит формирование психических процессов, определяются направления его поведения и характера социального взаимодействия. В связи с этим, при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений, требуется создание оптимальных условий для развития его психики .
Системные меры воздействия на ребенка предполагают установление взаимодействия ребенка с иными людьми и социальной средой- сверстники, педагоги, семья, родственники. Определяется уровень интеллектуального развития ребенка, степень проявления первичного отклонения и наличие вторичных дефектов развития, выявляются трудности и проблемы в конкретных направлениях деятельности, вызванные нарушениями интеллекта и иными причинами, затем происходит подбор методов, способов и форм коррекционной работы.
Программа коррекционной работы по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями ведется по двум основным направлениям. Оказание помощи и поддержки родителям и непосредственная коррекционная работа с ребенком.
Работа с родителями проводится в виде бесед и консультаций, ориентированные на повышение их компетентности и передаче знаний по взаимодействию с ребенком, имеющим интеллектуальные отклонения. Необходимо выработать у родителей активную позицию в воспитании ребенка.
В коррекционной работе требуется выбор в оптимальных методах и средствах коррекционного воздействия, с учетом возраста ребенка, динамики его развития и т.п.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта ориентирована на создание благоприятной обстановки и условий для развития эмоциональной стороны, социальных качеств, уровня интеллекта и его потенциала, а также позитивных личностных характеристик.
Коррекционная работа по обучению и воспитанию реализуется по направлениям: диагностическое, воспитательное, коррекционное и образовательное.
Диагностическое направление проводится вначале этапа работы с ребенком, требующим коррекционной помощи. Это комплексное обследование и заключение по результатам медико-психолого-педагогического исследования ребенка и определение путей дальнейшего его развития.
Воспитательное направление работы ориентировано на формирование у ребенка и родителей навыков самостоятельной деятельности, автономии, формирование положительных ориентиров поведения и нравственных принципов социального взаимодействия.
Коррекционные мероприятия ориентированы на ребенка и его родителей по коррекции отклонений в поведении, на развитие компенсаторных механизмов и профилактике вторичных нарушений.
Образовательная работа заключается в обучении детей социальным навыкам, передача опыта социального взаимодействия, подготовка к обучению на дальнейших уровнях образования. Обучение строится на индивидуальных особенностях развития и потребностях конкретного ребенка.