Научно-практическая конференция, посвященная дню психолога

22 ноября 2023 года в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан состоялась научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современной психологической службы в системе образования». Организаторами конференции выступили – Министерство образования и науки Республики Башкортостан и Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Программа конференции.

В конференции приняли участие более 200 человек: специалисты ГБУ РБ РЦППМСП; педагоги-психологи общеобразовательных организаций, коррекционных школ и коррекционных школ-интернатов Республики Башкортостан; медицинские психологи, руководители центров ППМС-помощи в системе образования; психотерапевты ГБУЗ РБ РКПЦ; психотерапевты ГБУЗ РБ РКНД, психологи ГБУ Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками; педагоги-психологи ГКССУВОУЗТ; психологи ООО МРЦ «Нейролайф»; представитель уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан; специалисты АНО «Диамапы»; родительское сообщество «Материнское сердце».

Фотографии, сделанные в ходе конференции.

Основные доклады, заслушанные в ходе конференции:
Пленарная часть:
Министерство образования РБ в развитии психологической службы_Косолапова И.В.
Проблемы и перспективы современной психологической службы в системе образования_Тукфеева Ю.В.
Роль ГБУ РБ РЦППМСП в развитии психологической службы_Гайсина Л.З.
Системный подход в профилактике и коррекции деструктивных проявлений в подростковой и молодежной среде_Рожкова А.В.
Трансляция практического опыта подростковых кабинетов при ГБУЗ РКНД_Старостина Т.Н.

Конфликты в образовательных организациях

Автопортрет современного психолога_Чунарева Л.А.
Медиация как технология урегулирования конфликтов в образ.среде_Тимерьянова Л.Н.
Основы конституционных прав, как механизм разрешения конфликтов_Смоленчук Е. Ю.
Профилактика буллинга в образовательной среде_Халикова Л.Р.
Стадии развития психотерапевта_Чунарева Л.А.
Школа без агрессии_видео
Школа без агрессии_Иванова О.Л.

Профессиональные компетенции педагога-психолога

Специфика сопровождения антинаркотической профилактической деятельности_Ишмеева А.Т.

Профилактика деструктивного поведения

Анализ факторов, лежащих в основе конфликтных отношений в образ.среде_Панчихина О.Ю.
Диагностический инструментарий для выявления деструктивного поведения_Пельц Р.Н.
Добейся своей мечты_Батырова Л.Х
Мечтай! Мотивационное видео_Батырова Л.Х.
Организация системной работы психологических служб в системе образования_Уразбахтина Г.Р.

Цель – развитие психологической службы, посредством совершенствования ее организационной структуры, методологической и технологической основ деятельности и определения приоритетных задач, направлений и механизмов развития; выявление актуальных проблем и поиск решений для улучшения работы психологической службы в образовательной системе в Республике Башкортостан — достигнута.

Важнейшими задачами конференции стали:

  • межведомственное взаимодействие и осуществление единого подхода в вопросах профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях;
  • обмен опытом между специалистами;
  • обсуждение актуальных проблем в работе психологической службы;
  • поиск решений для реализации эффективной работы психологической службы;
  • определение перспектив развития психологической службы в Республике Башкортостан.

На основе решения задач были выработаны следующие рекомендации:

I. Министерству образования и науки Республики Башкортостан

  • считать целесообразным внедрение психолого-педагогических знаний в систему  психологического сопровождения  образования – поддержать проведение Конференции, посвященной Дню психолога, ежегодно при участии всех ведомств;
  • сформировать систему взаимодействия служб психологической помощи в образовании, здравоохранении, социальной сфере, с разработкой нормативно-правовой регламентации их деятельности, обеспечивающей координацию  их взаимодействия в случае возникновения экстремальных, социально-значимых и общественно-резонансных ситуаций и событий;
  • создание системы ежегодного мониторинга состояния психологической службы в системе образования Республики   Башкортостан;
  • разработать и утвердить на региональном уровне Концепцию о работе психологической службы в системе образования в РБ, а также подготовленный проект модели Психологической службы в системе образования в Республике Башкортостан в соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильевой  19 декабря 2017 г.
  • актуализировать «План мероприятий  по реализации концепции развития психологической службы в системе образования в РБ на период до 2025 года от 25.06.2018г.» и внести изменения по реализации Развития психологической службы в системе образования в РБ согласно изменениям от 20.05.2022г.
  • утвердить перечень формирования реестра стандартизированного психодиагностического инструментария в целях обеспечения качества диагностической деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также создания электронного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария;
  • обеспечить создание Координационного совета по работе психологической службы в Республике Башкортостан.

II. Ресурсным центрам, центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

— активизировать взаимодействие ГБУ РБ РЦППМСП с Федеральным ресурсным центром психолого-медико-педагогической комиссии, федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей», города Москва  по вопросу методического сопровождения автоматизированных информационных систем  и организации курсов повышения квалификации специалистов ПМПК;

— активизировать взаимодействие между ГБУ РБ РЦППМСП и Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации и проведения совместных мероприятий для педагогических работников, педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных организаций Республики Башкортостан по профилактике деструктивного, делинквентного поведения, буллинга обучающихся образовательных организаций Республики Башкортостан;

— активизировать информационное взаимодействие с антикризисными командами образовательных организаций Республики Башкортостан по чрезвычайным и кризисным ситуациям с несовершеннолетними обучающимися;

— продолжить работу с общественностью и родительскими сообществами по формированию психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию;

— продолжить взаимодействие ГБУ РБ РЦППМСП и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в целях проведения информационно-просветительской и иной деятельности с целью повышения профессиональной компетенции, профилактики эмоционального выгорания педагогических работников, педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных организаций Республики Башкортостан, повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска и их родителей (законных представителей) педагогическими работниками, педагогами-психологами, социальными педагогами образовательных организаций Республики Башкортостан образовательных организаций Республики Башкортостан;

— ГБУ РБ РЦППМСП продолжить работу по обобщению и систематизации материала для психодиагностического обследования детей  на родном  (башкирском) языке.

— разработать алгоритм работы по повышению психологической компетенции родителей  и меры по ее пропаганде.

III. Профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, ГАУДПО ИРО РБ:

— разработать и обеспечить регулярное проведение профессиональных курсов повышения квалификации по следующим темам:

  • психолого-педагогическое сопровождение кризисных ситуаций несовершеннолетних с применением интегративных технологий;
  • управление кризисными ситуациями в образовательной среде в деятельности школьного педагога-психолога;
  • профилактика кризисных состояний и суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации;

— продолжить подготовку педагогических кадров, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих эффективными методами диагностики и коррекции, методиками и формами обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в зависимости от особенностей ребенка;

— организовывать обучающие дистанционные вебинары, очные практикумы, мероприятия для подготовки педагогов-психологов   к региональному этапу конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог».

IV. Образовательным организациям:

— продолжить сотрудничество с учреждениями социально-реабилитационной направленности, учреждениями культуры и искусства, науки и образования по развитию специального и инклюзивного образования;

— обеспечить надзор за сохранением благоприятной обстановки в образовательной организации между всеми участниками образовательного процесса;

— оперативно реагировать на возникновение ситуаций, требующих вмешательства психолога или медиатора.

V. Педагогам-психологам, педагогическим работникам, социальным педагогам образовательных организаций Республики Башкортостан:

— использовать в своей деятельности методические рекомендации, разработанные Региональной антикризисной командой по профилактике чрезвычайных и кризисных ситуаций; деструктивного (аутоагрессивного) поведения, буллинга, аддиктивного поведения, профилактике кризисных состояний;
— систематически повышать квалификацию по следующим направлениям:

  • психологическая безопасность;
  • работа с кризисными ситуациями;
  • повышение профессиональных компетенций по оказанию психологической помощи пострадавшим в условиях образовательной организации по причине конфликта, травли, травматизма и т.д.
  • оказание экстренной психологической помощи;
  • овладение приемами экстренной психологической помощи при острой реакции обучающихся на стресс (при проведении контрольных работ, организации диагностических срезов, при подготовке к сдаче ГИА);
  • работа и оказание первой помощи в чрезвычайных ситуациях, в том числе при возникновении террористических угроз в образовательной организации.

— присоединиться к телеграм-каналу https://t.me/+a1zvtEYeVuY4Y2Yy , который представляет собой инструмент для организации единого поля профессионального взаимодействия, обмена опытом и решения разнообразных вопросов.