Северная ЗПМПК

Наименование: Структурное подразделение государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Северная  зональная психолого-медико-педагогическая комиссия

Заведующий: Варакин Александр Геннадьевич
Адрес: 452530, Республика  Башкортостан, г.Уфа, ул. Рыбакова 6а
График работы (приема): пн.–пт. с 9.00 до 16.50, перерыв: 13.00 –  13.30
тел.: 8(347) 240-18-15,
е-mail: spmpk@bk.ru

Обследование детей ведется специалистами на русском языке с использованием дидактических материалов.
Комплексное обследование детей ведется на русском языке.
Численность обследуемых детей: 2900 в год.

Зона ответственности: Октябрьский, Орджоникидзевский, Калининский районы г. Уфы.

Кадровый состав
Положение о ЗПМПК
График выездов в 2023 г. — выездов нет

Методические разработки, программы:

Презентации

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Структурное подразделение государственного казённого учреждения Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия Северная зональная психолого-медико-педагогическая комиссия имеет состав:

  1. Варакин Александр Геннадьевич — заведующий;
  2. Тимерьянова Венера Анваровна — врач-педиатр;
  3. Исанбаева Татьяна Анатольевна- учитель- дефектолог;
  4. Герасимова Альбина Радиковна – педагог- психолог;
  5. Хабибуллина Регина Ринатовна – учитель- логопед;
  6. Ильченко Вера Юрьевна — учитель- логопед;
  7. Власкина Татьяна Степановна —  педагог- психолог;
  8. Горбачева Олеся Владимировна – статистик;
  9. Мухамадеева Гузель Асгатовна — социальный педагог

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  • своевременное выявление детей  с ограниченными возможностями здоровья;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребёнка, определение причин неусвоения образовательных программ, выявление потенциальных возможностей ребенка;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация межведомственной работы с психиатрами, педиатрами, школьными и дошкольными консилиумами;
  • осуществление методического сопровождения специалистов учреждений образования и здравоохранения;
  • формирование банка данных о детях-инвалидах и подростках с отклонениями в развитии;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении в вопросах  эффективного лечения, обучения и воспитания детей; информирование родителей о возможности получения дополнительной коррекционной помощи в реабилитационных центрах города;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции и инклюзии в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПМПК – проводит бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков до 18 лет с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, определения образовательного маршрута.

Цель ПМПК – организация помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий обучения и воспитания детей.

Осуществление процесса активного включения детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников совершенствование эффективности системы оказания психолого – медико — педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям) в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

  • Раннее выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии, определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии.
  • Усиление консультативной и поддерживающей роли ПМПК, предусматривающую возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций.
  • Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками, создание условий для получения образования. Пропаганда идеологии исключающую любую дискриминацию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
  • Взаимодействие с органами и учреждениями системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, службой медико–социальной – экспертизы в разработке документов, по вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Профилактическая и просветительская деятельность, направленная на активное включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, специалистов в целенаправленный коррекционно – развивающий процесс.
  • Систематическое повышение профессионализма и компетентности специалистов ПМПК, как условие для качественного проведения комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого – медико – педагогической помощи и определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.
  • Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми.
  • Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии.

Комиссия имеет право:

  • запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

Психолого-педагогическая помощь

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Ребенку предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации, которую он посещает, или в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем. Заключение врачебной комиссии и заключение психолого-медико-педагогической комиссии не требуется.

Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.

Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Используемые диагностические комплекты (программы)

  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого-педагогический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008;
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009;
  • Стребелева  Е.А. Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет). – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2011;
  • Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011;
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. – М.: Изд-во АПК и ПРО РФ, 2007;
  • Акименко В.М. Диагностический комплект «Логопедическое обследование детей» — Студия «ВиЭль», С.-Петербург, 2013;
  • Азова О.И. Диагностический комплект «Диагностическое обследование младших школьников» — М.: Сфера, 2008;
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000;
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
  • Методика Л.А. Ясюковой, ч.1 для общеобразовательных школ; методика Л.А. Ясюковой, ч.2 прогноз и профилактика проблем обучения в 2-6 классах; методика Л.А. Ясюковой, ч.3 прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников

Имеются наглядные пособия:

  • тест Д. Векселера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М.Н. Ильиной;
  • Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет) Е.Стребелевой;
  • Логопедическое обследование детей В.М. Акименко;
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000;
  • Диагностический комплект М.М. Семаго;
  • Тест «Кубика Коса» (Иматон).