Наименование: Филиал государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дуванская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия
Руководитель: заведующий Свечникова Ольга Ивановна
Адрес: 452530, Республика Башкортостан, Дуванский район, село Месягутово, улица Электрическая, дом 29
График работы (приема): пн. – пт. с 9.00 до 17.00
перерыв: 13.00 – 14.00
Контактный телефон: 8 (34798) 3-41-45
Электронный адрес: duvanpmpk@yandex.ru
Skype: pmpkduvan
Педагогический состав
Положение о ЗПМПК
График выездов 2023
Декларация соответствия СОУТ ФГКУ РПМПК Дуванская ЗПМПК
Заключение эксперта по результатам СОУТ
Отчет о проведении СОУТ
Обследование детей ведется специалистами на русском, башкирском и татарском языках, с использованием дидактических материалов на указанных языках.
Комплексное обследование детей ведется на русском языке.
Численность обследуемых детей: согласно Государственному заданию: 2700 детей в год.
Зона ответственности: Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Мечетлинский, Салаватский районы Республики Башкортостан.
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья;
комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребёнка, определение причин неусвоения образовательных программ, выявление потенциальных возможностей ребенка;
определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация межведомственной работы с психиатрами, педиатрами, школьными и дошкольными консилиумами;
осуществление методического сопровождения специалистов учреждений образования и здравоохранения;
формирование банка данных о детях-инвалидах и подростках с отклонениями в развитии;
консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении в вопросах эффективного лечения, обучения и воспитания детей; информирование родителей о возможности получения дополнительной коррекционной помощи в реабилитационных центрах города;
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
содействие процессам интеграции и инклюзии в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПМПК – проводит бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков до 18 лет с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, определения образовательного маршрута.
Цель ПМПК – организация помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий обучения и воспитания детей.
Осуществление процесса активного включения детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников совершенствование эффективности системы оказания психолого – медико — педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям) в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи:
- Раннее выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии, определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии.
- Усиление консультативной и поддерживающей роли ПМПК, предусматривающую возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций.
- Продолжение повышения качества предоставляемых государственных услуг.
- Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками, создание условий для получения образования. Пропаганда идеологии исключающую любую дискриминацию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
- Взаимодействие с органами и учреждениями системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, службой медико–социальной – экспертизы в разработке документов, по вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Профилактическая и просветительская деятельность, направленная на активное включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, специалистов в целенаправленный коррекционно – развивающий процесс.
- Систематическое повышение профессионализма и компетентности специалистов ПМПК, как условие для качественного проведения комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого – медико – педагогической помощи и определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.
- Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми.
- Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии.
Комиссия имеет право:
- запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
- осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
Психолого-педагогическая помощь
Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.
Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Ребенку предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации, которую он посещает, или в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем. Заключение врачебной комиссии и заключение психолого-медико-педагогической комиссии не требуется.
Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.
Специальные условия обучения — это:
- образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента;
- проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).
(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Методические разработки, программы:
Презентации
Как преодолеть трудности в обучении ребенка
Бажанова О.А., учитель-дефектолог Филиала ГКУ РПМПК Дуванская ЗПМПК:
— Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР: Методическое пособие. (Автор-составитель Бажанова О.А.) – Уфа. – 2010г.
— Образовательная программа «Развитие логической памяти и опосредованного запоминания у детей школьного возраста с ЗПР». – Уфа, 2010г. (апробирована в ГБОУ Бокситовская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ЗПР)
— Программа «Пропедевтические занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР перед поступлением в школу», Месягутово, 2015г. (апробирована в МБДОУ ЦРР детский сад №37 с.Месягутово в группе кратковременного пребывания детей-инвалидов)
Мешавкина О.Е. педагог-психолог Филиала ГКУ РПМПК Дуванская ЗПМПК:
— Программа дополнительного образования по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Здравствуй, малыш!» (срок реализации 1 год, возраст 1,5–2 года).Утверждена на программно-экспертном совете ГАОУ ДПО ИРО РБ, протокол №10 от 2.11. 2010г. (апробирована в 2010 году на базе МБДОУ детский сад №2 с.Месягутово)
Диагностические комплекты (программы)
Используемые диагностические комплексы:
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого-педагогический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008;
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009;
Стребелева Е.А. Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет). – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2011;
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011;
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. – М.: Изд-во АПК и ПРО РФ, 2007;
Акименко В.М. Диагностический комплект «Логопедическое обследование детей» — Студия «ВиЭль», С.-Петербург, 2013;
Азова О.И. Диагностический комплект «Диагностическое обследование младших школьников» — М.: Сфера, 2008;
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000;
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
Программы компьютерного тестирования
(программы электронного обучения и дистанционных технологий)
Акименко В.М. Диагностический комплект «Логопедическое обследование детей» — Студия «ВиЭль», С.-Петербург, 2013
Программа компьютерного тестирования и обработки результатов блока методик «Диагностика умственного развития школьников» — Студия «ВиЭль», С.-Петербург, 2013
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2005
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2007
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Кабинеты Филиала оснащены необходимым оборудованием и техническими средствами для работы с инвалидами, людьми с ограниченными возможностями и специальными потребностями: Телевизор LED 50, Мультимедийное оборудование, компьютер – 7 шт., ноутбук — 1 шт., ксерокс – 1шт., принтер – 6 шт., сканер – 1 шт., МФУ – 2шт.
Имеются наглядные пособия:
— тест Д. Векселера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М.Н. Ильиной (производство Амалтея);
— Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет) Е.Стребелевой (производство Амалтея);
— Логопедическое обследование детей В.М. Акименко (производство Амалтея);
— Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста», «Диагностика умственного развития школьника» (локальная версия);
— Диагностический комплект М.М. Семаго.
С 2015 года внедрено новое направление в процесс сопровождения детей с ОВЗ – психолого-педагогическое консультирование в онлайн формате с использованием веб-камеры (skype pmpkduvan).
Филиал оснащен всем необходимым методическим, диагностическим инструментарием для качественного, всестороннего проведения обследования детей.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для удобства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются пандус, поручни, кресло-каталка.