Диагностические методики для детей с РАС

Своевременное выявление у детей аутичных черт является одним из самых актуальных вопросов современной медицины и образования. В данной статье предлагаем ознакомиться с перечнем методик, которые считаются международным золотым стандартом диагностики РАС.

  1. ADI-R (Autism Diagnostic Interview) — интервью для диагностики аутизма переработанное — инструмент широкого диапазона применения, предоставляющий полный спектр информации для постановки дифференциального диагноза РАС

АвторыMichael Rutter, M.D., FRS, Ann Le Couteur, Catherine Lord, Ph.D.

ADI-R является инструментом широкого диапазона применения, предоставляющим полный спектр информации для постановки дифференциального диагноза расстройств аутистического спектра (РАС).

Интервью состоит из 93 вопросов, входящих в восемь разделов:

  • фон – для определения общего фона семейной и терапевтической ситуации;
  • вводные вопросы – для того, чтобы обрисовать общую картину поведения испытуемого;
  • отчет о раннем развитии;
  • ряд вопросов, касающихся возраста, в котором были приобретены языковые навыки и, возможно, утрачены;
  • работа с речью и коммуникацией;
  • социальное развитие и игры;
  • интересы и особенности поведения;
  • общее поведение – клиническое значение имеют такие показатели, как агрессия, самоповреждения и возможные эпилептические явления.
  1. ADOS-2(AutismDiagnosticObservation Schedule, Second Edition) — План диагностического обследования при аутизме.

Авторы: Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, M.D., FRS, Pamela C. Dilavore, Ph.D., Susan Risi, Ph.D., Katherine Gotham, Ph.D., Somer L.Bishop, Ph.D.

АDOS 2 – стандартизированный инструмент оценки социального взаимодействия и коммуникации, игры, особенностей поведения и деятельности. Методика состоит из пяти модулей, выбор которых зависит от возраста и уровня развития речи ребенка или подростка.

Для каждого обследуемого используется только один модуль, который соответствует определенному уровню развития экспрессивной речи и возрасту. Каждый из модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном возрасте.

  1. M-CHAT-R/F (Modified Checklist for Autism in Toddlers) — модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста.

M-CHAT-R/F — скрининговый инструмент для выявления риска РАС. Его результаты указывают только на необходимость обследовать ребенка у профильных специалистов при наличии риска аутизма

Адаптированная онлайн-версия опросника M-CHAT-R на русском языке (заполняется и обрабатывается в онлайн-режиме)

  1. CASD  (Checklist for Autism Spectrum Disorders)– опросник расстройств аутистического спектра.

CASD разработан Сьюзен Дикерсон Мэйс (Susan Dickerson Mayes, PhD). Опросник предлагает быстрый и надежный способ диагностики аутизма у детей независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма. Отмечается наличие или отсутствие 30 характерных симптомов, что позволяет дифференцировать РАС от других нарушений развития. Опросник способен выявить детей с аутизмом с точностью 99,5%. Данные CASD согласуются с общепризнанными методиками диагностики аутизма на 93–98%, а также на 90% совпадают при заполнении опросника клиницистами и родителями.

  1. SCQ (Social Communication Questionnaire) – социально — коммуникативный опросник при аутизме.

SCQ — это скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Авторы: Michael Rutter, Anthoney Bailey e Catherine Lord.  Правообладатель – © 2003, Western Psychological Services, USA.

Опросник SCQ включает два бланка: бланк «В течение жизни» и бланк «В настоящее время». Заполняется родителем или опекуном, и может быть использован по отношению к любому человеку в возрасте старше 4-х лет, при условии, что его ментальный возраст составляет более 2 лет.

  1. Шкала CARS — один из наиболее широко используемых скрининговых инструментов. Авторы: Eric Schopler, PhD, Mary E. Van Bourgondien, PhD, Glenna Janette Wellman, PhD, and Steven R. Love, PhD.

Скрининговый инструмент для выявления детей с аутизмом и определения тяжести симптомов с помощью количественных оценок, основанных на непосредственном наблюдении.

Ссылки на источники

  1. Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами// Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7–15. doi:10.17759/pse.2016210302
  2. Батышева Т.И., Коровина Н.Ю., Ахадова Л.Я., Сорокин А.Б., Зотова М.А., Портнова А.А.Скрининговые методы раннего выявления расстройств аутистического спектра // Детская и подростковая реабилитация. Том 28 № 3. С. 34-36.  eLIBRARY ID: 28102226
  3. Childhood Autism Rating Scale, C.A.R.S., Schopler E., Reichler R.J., De Vellis R.F., Daly K. Перевод и адаптация Морозова Т.Ю., Довбня С.В., 2011.
  4. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е., Антохина К.Ю., Кузембаева Е.А., Хаустов А.В., Баландина О.В,, Мамохина У.А. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R// Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 12–24. doi:10.17759/autdd.2021190102
  5. Экспертное заключение о прогностической валидности русскоязычной версии «Плана диагностического обследования при аутизме» (ADOS-2), Коллектив авторов научной лаборатории ФРЦ МГППУ, М. – 2018 г.
  6. Данилина К.К., Коровина Н.Ю. Использование методики ADOS для диагностики расстройств аутистического спектра у подростков и взрослых// журнал “Детская и подростковая реабилитация”, 2019, т. 39, №3, с. 54-56

 

Подготовила педагог-психолог ГБУ РБ РЦППМСП Исламова Л.Р.