Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности детей с РАС: — — выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия; — — сложность организации собственной деятельности и поведения; — — неравномерность и специфика развития психических функций; — — трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими; — — необходимость в специально организованном образовательном пространстве; — дети обладают узким кругом общения со сверстниками и взрослыми; — познавательный интерес и коммуникативные потребности не актуализированы. Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм — общение с окружающими. У многих детей данной категории наблюдается задержка речевого развития. Коммуникативно-речевое развитие является решающим фактором для развития едва ли не всех других функций у детей, поэтому ранняя диагностика и коррекционное вмешательство очень важны. Как помочь ребёнку? В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).
- Коммуникативная доска
Коммуникативная доска — вид визуальной поддержки — (с прикрепленными к ней картинками или миниатюрными предметами), которая помогает ребенку осуществить выбор, ответить на вопрос, отклонить предложение другого лица, для чего нужно научиться указывать на предмет или картинку, обозначает реальный объект вид деятельности или определенное понятие.
Создать карусель Добавьте описание
Условия введения коммуникативной доски:
- умение вступать в контакт для общения;
- наличие указательного жеста;
- желательно умение применять коммуникативные жесты;
- понимание и узнавание рисунков, фотографий небольшого размера (размер карточек определяется после специального обследования);
- понимание ситуаций общения (не обязательно понимание смысла речи, ребенок может понимать только визуальные образы);
- иметь в своем словаре около 20- 25 слов.
Мануальные знаки (жесты).
Жест движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами.
Коммуникативная система обмена картинками (PECS)
Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.
Коммуникативные игры
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки…»
Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывем»
Создать карусель Добавьте описание Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» — Покачнулись ты и я…
«Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формированиеспособности к подражанию,
«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической
деятельности, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
«Догонялки»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.
Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
- Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
- Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!
При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.
- Пока! Пока!
Затем предлагает ребенку попрощаться.
- Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Для детей с РАС, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий.
Статью подготовила Хасанова Р.Р., учитель-дефектолог ГБУ РБ РЦППМСП