Пространственное мышление у детей и его развития

Пространственное мышление — это не только умение ориентироваться в пространстве. Но и это тоже: без навыков ориентирования человек не сможет находить дорогу и выполнять бытовые действия.

Без пространственного мышления не обойтись, например, при решении задач по геометрии. У многих школьников возникают трудности с решением плоскостных и других задач не из-за незнания теории, а потому, что не выходит представить фигуры в голове.

Этот тип мышления нужен всем. А особенно — людям, которым нужно располагать объекты в пространстве, визуализировать образы и следить за композицией. Это самые разные профессии — от творческих до научных: дизайнеры, инженеры, хирурги, художники, физики, проектировщики и многие другие.

 

Как формируется пространственное мышление у детей

Оно развивается уже с первых месяцев жизни и достигает пика в подростковом возрасте. Но развивать пространственное мышление можно в любом возрасте.

Уже в четыре-пять месяцев малыши могут базово ориентироваться в пространстве. Именно с этого возраста начинают работать зоны головного мозга, отвечающие за пространственное мышление.

В 2−3 года на восприятие пространства влияют органы чувств. Ребёнок осознаёт, что запахи, вкусы, звуки, прикосновения локализуются не в одном месте, а ещё — что они имеют разный источник. А уже в 3 года ребёнок может оценить своё положение в пространстве, отличить прямую линию от кривой и квадрат от круга.

В 3−5 лет ребёнку под силу более сложные задачи. Он уже понимает, что значит «больше», «меньше», «равно». Но пока не может оперировать этими понятиями — не хватает знания терминов и школьной теории.

В этом возрасте дети решают пространственные задачки, могут добавлять, прибавлять и накладывать фигуры. Также они могут соединять точки по цифрам, сравнивать размеры фигур, повторять простые узоры.

В 5−7 лет навыки детей совершенствуются ещё больше. Они понимают, что такое направление и сторона, ориентируются в двухмерном пространстве — то есть им становятся доступны для понимания геометрические задачи.

У детей с 7 лет ещё больше совершенствуются навыки мышления в двухмерном пространстве. Пространственное мышление развивается уже в школе, и дети готовятся к переходу на «трёхмерное» мышление. Развивается способность видеть предметы с разных плоскостей. А к 9 годам ребёнок уже может посмотреть на чертёж несложной фигуры и представить, как выглядит эта фигура.

Как развивать пространственное мышление в разном возрасте

До трёх лет полезны лепка, рисование и другие занятия, где нужны руки и измерения. Так ребёнок разовьёт и мелкую моторику, и области мозга, ответственные за мышление в пространстве. Также полезны упражнения с соединением точек по образцу, складыванием фигур из счётных палочек.

В 3−5 лет можно переходить на игры, которые потом помогут перейти из «двухмерного» мышления в «трёхмерное». Полезны упражнения, в которых ребёнок должен описать местоположение объектов:

Где собачка? За деревом. — Где облако? На небе. — Где солнышко? За облаком.

Не забывайте про рукоделие. Вырезайте и складывайте фигурки, делайте поделки, дорисовывайте картинки и рисуйте собственные.

В 5−7 лет к развитию пространственного мышления нужно подключать развивающие игры, карты и задания на трёхмерное мышление. Например:

— Пазлы, шашки, шахматы, настольные игры с фигурами.

— Подключайте ребёнка к делам по дому — это тоже отличный способ развить пространственное мышление.

— Графические диктанты, игры по типу «Какого цвета ваза позади тебя?» — так ребёнок учится осматриваться в пространстве и ориентироваться в нём.

— Используйте карты местности: отмечайте точки и следуйте к ним, составляя маршрут. Также полезно рисовать карты самостоятельно — например, карту квартиры, двора, садика.

С 7 лет подключайте геометрические задачи — как «на бумаге», так и с помощью специальных кубиков и фигур. Складывайте фигуры «по тени», т. е. по их схематичному изображению. Давайте задания на перерисовку фигур, их масштабирование — например, «перечерти квадрат так, чтобы он был в два раза больше первого квадрата». Пусть ребёнок разгадывает задачки по типу: «слон находится справа от кошки и слева от собаки. Кто находится посередине?»

Принципы, которых должны придерживаться родители

От простого — к сложному. Не нужно давать ребёнку задания, с которыми он не справляется. Даже если кажется, что он «отстаёт» или «вот ещё чуть-чуть, и он сложит эту фигуру» — лучше выбрать задание полегче.

Не форсировать события. Даже если кажется, что что-то идёт «не по срокам». У каждого ребёнка — свой темп развития. Он обязательно усвоит всё то, что вы ему даёте. Главное — заниматься без принуждения и давления.

Комфортные занятия. Как мы уже и сказали, главное — заниматься без принуждения и давления. Только так ребёнок сможет усвоить максимум и получить удовольствие от занятий.

Все «развивашки» — игра. До школьного возраста ведущая деятельность детей — игровая. С 6−7 лет можно давать более «скучные» задания, которые похожи на школьные. Но до этого возраста ребёнок должен именно играть, а не учиться.

Развивать пространственное мышление — полезно и несложно. Главное — заниматься в игровой форме и в своём темпе, никуда не спеша и не давая слишком сложных заданий.

Подготовила педагог-психолог: Хайруллина С. В

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»