Коррекция дискалькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дискалькулия диагностируется с помощью специальных тестов математических способностей и тестов достижения. Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.

Коррекционная работа с детьми при дискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце коррекционных мероприятий. Важное значение в коррекции дискалькулии у детей играет проведение специального комплекса занятий, направленных на устранение определенных нарушений. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.

В процессе коррекционной работы уделяется внимание счетным операциям. Формирование данных навыков осуществляется с учетом определенных этапов.

Решение математических задач с реальными событиями, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Он должен хорошо быть знаком с предметами и действиями, совершаемыми с ними. Допустим действия в магазине, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество членов семьи и так далее.

Речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.

— Постепенное формирование абстрактного мышления за счет использования дополнительного материала путем его развешивания в виде схем, алгоритмов, памяток, которые будут постоянно напоминать, как выполнить правильно задание. Постоянное обращение к ним приводит к непроизвольному запоминанию.

Уменьшение речевого проговаривания вслух своих действий. Умение все сопоставлять мысленно.

— Переход математического действия в навык. Который постепенно закрепляется и сохраняется.

Дискалькулия в лёгкой форме у младших школьников может быть скорректирована путем профилактических действий. Прежде всего, необходимо создавать предпосылки для формирования математических умений. Они развиваются в процессе развития высшей нервной деятельности (восприятие, речь, мышление, воля, память). Должна соблюдаться некая иерархичность. То есть, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память). Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, которые направлены на закрепление результата.

Чем можно помочь ребенку? Прежде всего не ругать и не жалеть, а лучше похвалить за успешно решенный арифметический пример, задачу, упражнение. И неважно, за какое время он выполнил это задание. (продолжение следует…)

Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»