Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а так же нарушениями психоречевых функций. Нарушения познавательной деятельности при ДЦП носит неравномерный характер. Наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостаточность пространственных и временных представлений.
- Родителям необходимо организовать режим дня ребенка: важно, чтобы ребенок вовремя вставал и не проводил много времени в кровати.
- Составлять ежедневный план совместных дел и следовать ему.
- В план должны быть включены занятия по лечебной физкультуре, самостоятельная и коррекционная работа.
- Уделить внимание совместной хозяйственно-бытовой деятельности: в зависимости от физических возможностей ребенка. Необходимо учить его новым навыкам и посильным доступным домашним делам.
- Включить такие задания, которые способствуют развитию предметно-практической деятельности, и формируют основу самообслуживания.
- Все задания для детей дошкольного возраста должны предлагаться в виде игры — это будет интересно ребенку и таким образом мы заложим информацию, что это весело, полезно и в удовольствие.
- Включать по возможности каждого члена семьи в игру, чтобы это стало семейной традицией.
- Так же важно, чтобы у каждого в семье, была возможность немного уединиться, побыть одному и заняться своими делами.
- Необходимо минимизировать эмоциональный дискомфорт, создать благоприятный климат в семье.
- Поощрять двигательную активность ребенка, совместно выполнять утреннюю гимнастику, упражнения ЛФК, играть в подвижные игры, танцевать.
- Обращать внимание на то как сидит ребенок, следить за правильным положением, чтобы избежать прогрессирования костных деформаций.
- Контроль за ношением ортопедической обуви и ортезированием.
- При тяжелых двигательных нарушениях нужно помнить, что ребенок в одном положении не может долго находиться, необходимо менять положение в пространстве каждые 20 минут.
- Детям с тяжелыми нарушениями соблюдение ортопедического режима – важнейшая составляющая. Оно обеспечивается с помощью специальной мебели и оборудования (регулируемые столы, ортопедические кресла, вертикализаторы и тд)
Ребенок с ДЦП в своем поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению. Но это все сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.
Информацию подготовила учитель-дефектолог Галимуллина Ирина Леонидовна
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»