Советы для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения: пространственная и социально-бытовая ориентировка

Воспитание и обучение детей с проблемами зрения требует особого внимания и поддержки со стороны родителей. Мы понимаем, что это сложная задача, с которой сталкиваются многие семьи. Поэтому, разработав данную статью, мы стремимся помочь родителям научиться правильно ориентироваться в пространстве и помочь ребенку в социально-бытовых навыках.

✅Мы приглашаем всех родителей, имеющих детей с нарушением зрения, ознакомиться со статьей учителя-дефектолога Имаевой Р.Р. , чтобы получить полезную информацию и практическую помощь. 

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 ИМАЕВА Р.Р.

 В настоящее время всё больше растёт количество детей, имеющих различные нарушения зрения. Перед родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь?

Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка.

Огромное значение имеет правильная организация жизни ребенка, имеющего проблемы  со зрением и организация занятий в домашних условиях. Такие занятия не простая, но важная работа, без которой практически невозможно строить эффективную реабилитацию ребенка с нарушением зрения.

Существует огромное разнообразие форм организации взаимодействия с семьей ребенка: консультации, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, индивидуальные занятия с ребенком, в присутствии родителей и т. д.

Следует учесть, что дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития. А перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера принятия своего ребенка.

Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом и тифлопедагогом, лечение – необходимое условие воспитания.

Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на родительской любви.

Рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть при обучении

  1. Родителям необходимо ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка.
  2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением и организовано в соответствии с его потребностями.
  3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
  4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия, которые нужно направить на развитие навыков письма и черчения по трафарету, штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  5. Смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
  6. Использование упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
  7. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети мог­ли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 — 2 мин на обдумывание.
  8. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного вос­приятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. То есть материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соот­ветствовать естественным размерам (машина должна быть меньше дома и т. п.)
  9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по от­дельности.
  10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
  11. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

Детям с проблемами зрения необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать проблемы развития мышления, а также обучение социально-бытовой ориентировке.

Одной из ключевых фигур в жизни ребенка со зрительными проблемами является специалист-тифлопедагог. Применяя различные методики, тифлопедагог занимается подготовкой ребёнка к сознательной жизни, становлением его личности, целостным  развитием потенциальных возможностей и формированием желания обучаться.

И чем раньше ребенок начнет получать профессиональную помощь тифлопедагога, тем выше результаты коррекционного обучения и тем больше появляется возможностей обрести самостоятельность в бытовых и социальных ситуациях.

Важно заниматься с ребенком не только на занятиях у тифлопедагога или дефектолога, но и дома.

Ориентирование: с чего начинать

Обучение незрячего ребенка самостоятельности включает в себя не только самообслуживание, но и умение безопасно передвигаться в пространстве. Начинать прививать эти навыки лучше как можно раньше.

Обучение детей с нарушением зрения ориентированию и мобильности нужно вести целенаправленно. Важно заниматься с ребенком регулярно.

Многие задачи не требуют от родителей специальной подготовки и знаний, но при этом некоторые вещи, например, обучение приемам использования белой трости требуют участия тифлопедагога.

Чем могут помочь родители ребенку со зрительно депривацией:

  • помочь ребенку изучить собственное тело (названия и назначение частей тела; право/лево; понятие зеркальности (право/лево у человека напротив); верх-низ тела и т.д.);
  • развивать физическую активность ребенка (нужно создавать звуковые стимулы (греметь погремушкой);
  • изучение окружающего пространства и расширение представления об окружающем мире (ребенок имеет представление только о том, с чем непосредственно контактировал, что держал в руках, поэтому давайте ребенку в руки новые предметы, для этого наложите свои руки на руки ребенка и вместе осмотрите/прощупайте предмет, опишите его, расскажите о нем и его назначении, покажите, как им можно пользоваться);
  • обращайте внимание ребенка на то, что находится у него под ногами (дайте руками осмотреть асфальт, бордюры, то, как асфальт переходит в бордюр и газон, и т.д.);
  • учите ребенка контролировать свое любопытство;
  • соблюдайте правила безопасности.
  • Уделяйте большое внимание накоплению ребенком опыта и, описывая пространство и происходящее. Говорите простыми, понятными словами. Постоянно обращайтесь к образам, которые ребенку хорошо знакомы. Описывая происходящие события и пространство, делайте это выборочно. Говорите только о важных, постоянных и интересных объектах и событиях.

Старайтесь ходить с ребенком по возможности одними и теми же маршрутами. Это поможет ребенку запомнить маршрут и в дальнейшем пройти его самостоятельно. Говорите ребенку, куда вы идете, проговаривайте все повороты и некоторые объекты, которые вы проходите.

Учите отслеживать направление движения транспорта и проходящих мимо людей. Обращайте внимание ребенка на транспорт. Проговорите, что это за транспорт и как отличается звук одного от другого. Обязательно показывайте ребенку, как проехал автомобиль: возьмите его руку и покажите движение автомобиля, например, слева направо.

Учите инструментальному обследованию предметов. Осматривайте предметы с помощью палочки, карандаша или тактильной белой трости. Пусть ребенок сам попробует догадаться, из какого материала сделан предмет, понять его форму, что это может быть.

Пространственной ориентировке учат детей с нарушением зрения в детском саду и школе, а после 18 лет в реабилитационных центрах. Но без участия семьи хорошего результата добиться всегда сложнее.

Список литературы:

Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / М. Брамбринг. – Москва : Академия, 2003. – 144 с.

Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – 2-е изд., с изм. – Москва : ИПТК «Логос» ВОС, 2005. – 265, [2] с. : ил. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Двигайся вместе со мной: рекомендации родителям по развитию двигательной активности незрячих детей / сост. – пер. Г.С. Елфимова; ред. Г. П. Коваленко; отв. за вып. А.Д. Макеева. – Москва : РГБС; Центр для слепых детей США, 2003. – (Заочная школа для родителей).

Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителей / Т. А. Девяткова ; под ред. А. М. Щербаковой. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 302 с., ил. – (Коррекционная педагогика).

Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения : Метод. рек. / В. З. Денискина. – Москва : ЛОГОС, 2008. – 151 с.

Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина. – Москва : РГБС, 2008. – (Заочная школа для родителей).

Саматова, А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения. Ч. 1 / А. В. Саматова ; ред. Е. С. Савинова ; отв. за выпуск Т. Н. Елфимова. – Москва : РГБС, 2016.  –  64 с. – (Заочная школа для родителей).

Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош ; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. б-ка для слепых. – 3-е изд. – Москва : ИПТК «Логос» ВОС, 2003. – 160, [2] с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).