Задания, направленные на развитие мелкой моторики рук.
«Пальчиковая гимнастика».
Примечание: детям предлагается инсценировать руками стихи. Далее описано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.
«Очки»
Бабушка очки одела,
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
«Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.
«Пароход»
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.
«Грабли»
Листья падают в саду.
Я их граблями смету.
Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики – большой — указательный, большой — средний и т. д. Можно выполнять двумя руками одновременно.
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты — как «лодочка». Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик —
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул — воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в щепотке и касаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. «Воздух выходит» — и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.
«Корзинка»
В лес корзинку мы берем
И грибы в неё кладем.
Ладони на себя. Пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют «ручку».
«Колокольчик»
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.
«Собака»
У собаки острый носик.
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.
«Кошка»
А у кошки — ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец — подняты вверх.
«Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги, и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
«Лошадка»
У лошадки вьется грива —
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на неё накладывается ладонь, образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют «уши».
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет!
Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
«Курочка»
Курочка прыг на крыльцо.
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются, образуя «глаз». Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.
«Осы»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным пальцами, вращать им в разные стороны.
«Слон»
В зоопарке стоит слон —
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой — указательным и большим. Нужно шевелить средним пальцем и качать всей кистью.
«Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный палец и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.
Упражнение «Мельница»
Для выработки плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании.
Стоя. Руки согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.
Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки.
Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются.
Описание нетрадиционных способов изображения.
Материалы: листы бумаги с контурными изображениями, гуашь, пальчиковые краски, баночки с водой, пластиковые тарелочки, влажные салфетки, штемпельные подушечки.
Инструменты: беличьи кисточки №1,3; широкие кисти, штампы фабричные или самодельные (из ластика, картофеля, пенопласта и т.п.), клубочки ниток разного размера, кусочки смятой бумаги, пробки, засушенные небольшие листья с разных деревьев.
«Пальчиковая живопись».
Цель: обучение приемам «пальцевой живописи»; развитие зрительно-двигательной координации; формирование умений адекватно относится к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подражать действиям педагога; принимать помощь с его стороны.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, «так-так-так», «кап-кап-кап» и др.).
«Оттиск» штампом.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» штампом; формирование умений подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву штампа, опустив ее в тарелочку с краской, или с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать.
«Оттиск» клубком ниток, кусочком смятой бумаги.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» клубком ниток, смятой бумагой; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации; накопление активного и пассивного словарного запаса.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на клубок ниток, прижав его к штемпельной подушечке с краской, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.
«Оттиск» пробкой.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» пробкой; формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву пробки, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность пробки к листу бумаги, слегка прижать.
«Оттиск» засушенными листьями.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» засушенными листьями; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии, сочетать традиционную технику рисования (прием «примакивание») с нетрадиционными способами изображения, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на засушенный лист опустить его в тарелочку с краской или аккуратно с помощью кисти нанести краску на одну из его сторон, наметить на бумаге место для отпечатка, приложить намазанную поверхность засушенного листа, слегка прижать.
«Коллаж».
Цель: — обучение приемам техники «коллаж»;
— формирование умения создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов;
— умений сочетать традиционную технику изображения (приемы аппликации, рисования) с нетрадиционной техникой рисования;
— подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки;
— развитие пространственного восприятия, воображения, накопление активного и пассивного словарного запаса.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони (или на всю ладонь), наметить на бумаге место для отпечатка, отпечатать оттиск, затем наклеить недостающую деталь.
«Тычок жесткой кистью».
Цель: обучение приемам техники «тычок жесткой кистью»; формирование умений наносить тычок, удерживая кисть строго вертикально поверхности листа бумаги; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: набрать краску на ворс кисти, ритмичными движениями наносить тычки кистью по намеченным линиям на листе бумаги, используя для сохранения ритма речевые конструкции.
«Оттиск» спичечным коробком.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» спичечным коробком; формирование умений наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро спичечного коробка, прижав его к штемпельной подушечке, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.
«Пуантилизм».
Цель: — обучение приемам техники «пуантилизм» (от фр. point — точка);
— формирование умений наносить точки ватной палочкой (пальцем, удерживая палочку вертикально поверхности листа бумаги);
— развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля;
— накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка;
— развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: эта техника основана на законе смешения, слияния цветов маленьких разноцветных точек. Точки могут быть очень мелкими, а могут быть крупными, как отдельные мазки или отпечатки (например, отпечаток ладони).
«Оттиск».
Цель: обучение приемам техники «оттиск»; формирование умений сочетать традиционную технику рисования с нетрадиционной, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.
Описание осваиваемого приема: густо нанести кисточкой краску на контуры рисунка, затем прижать рисунок к другому листу белой бумаги и аккуратно снять, стараясь не сдвинуть. При этом на втором листе остается оттиск первоначального рисунка. Фактурно этот оттиск выглядит намного оригинальнее и выразительнее, чем первоначальный. При необходимости на оттиск наносятся детали, придающие большую выразительность.
«Кляксография»
Цель: обучение приемам техники «кляксография»; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля, воображения; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; формирование умения воспринимать и создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: хорошо разбавленной краской на листе бумаги ставятся кляксы, затем кистью или пальцем дорисовывается образ, который увидел в кляксе ребенок.
Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»