Развитие мелкой моторики школьников с умственной отсталостью (практика)

Задания, направленные на развитие мелкой моторики рук.

 «Пальчиковая гимнастика».

Примечание: детям предлагается инсценировать руками стихи. Далее описано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

 «Очки»

Бабушка очки одела,
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

«Лодочка»

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

«Пароход»

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.

«Грабли»

Листья падают в саду.
Я их граблями смету.

Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.

 «Цепочка»

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики – большой — указательный, большой — средний и т. д. Можно выполнять двумя руками одновременно.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты — как «лодочка». Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик —
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул — воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в щепотке и касаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. «Воздух выходит» — и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.

«Корзинка»

В лес корзинку мы берем
И грибы в неё кладем.

Ладони на себя. Пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют «ручку».

«Колокольчик»

Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

«Собака»

У собаки острый носик.
Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.

«Кошка»

А у кошки — ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.

Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец — подняты вверх.

«Мышка»

Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги, и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

«Лошадка»

У лошадки вьется грива —
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на неё накладывается ладонь, образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют «уши».

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет!

Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо.
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются, образуя «глаз». Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.

«Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.

Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным пальцами, вращать им в разные стороны.

«Слон»

В зоопарке стоит слон —
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой — указательным и большим. Нужно шевелить средним пальцем и качать всей кистью.

«Крокодил»

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный палец и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.

Упражнение «Мельница»

Для выработки плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании.

Стоя. Руки согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.

Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки.

Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются.

Описание нетрадиционных способов изображения.

Материалы: листы бумаги с контурными изображениями, гуашь, пальчиковые краски, баночки с водой, пластиковые тарелочки, влажные салфетки, штемпельные подушечки.

Инструменты: беличьи кисточки №1,3; широкие кисти, штампы фабричные или самодельные (из ластика, картофеля, пенопласта и т.п.), клубочки ниток разного размера, кусочки смятой бумаги, пробки, засушенные небольшие листья с разных деревьев.

«Пальчиковая живопись».

Цель: обучение приемам «пальцевой живописи»развитие зрительно-двигательной координации; формирование умений адекватно относится к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подражать действиям педагога; принимать помощь с его стороны.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, «так-так-так»«кап-кап-кап» и др.).

«Оттиск» штампом.

Цель: обучение приемам техники «оттиск» штампом; формирование умений подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву штампа, опустив ее в тарелочку с краской, или с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать.

«Оттиск» клубком ниток, кусочком смятой бумаги.

Цель: обучение приемам техники «оттиск» клубком ниток, смятой бумагой; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации; накопление активного и пассивного словарного запаса.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на клубок ниток, прижав его к штемпельной подушечке с краской, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.

«Оттиск» пробкой.

Цель: обучение приемам техники «оттиск» пробкой; формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву пробки, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность пробки к листу бумаги, слегка прижать.

«Оттиск» засушенными листьями.

Цель: обучение приемам техники «оттиск» засушенными листьями; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии, сочетать традиционную технику рисования (прием «примакивание») с нетрадиционными способами изображения, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на засушенный лист опустить его в тарелочку с краской или аккуратно с помощью кисти нанести краску на одну из его сторон, наметить на бумаге место для отпечатка, приложить намазанную поверхность засушенного листа, слегка прижать.

«Коллаж».

Цель: — обучение приемам техники «коллаж»;

— формирование умения создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов;

— умений сочетать традиционную технику изображения (приемы аппликации, рисования) с нетрадиционной техникой рисования;

— подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки;

развитие пространственного восприятия, воображения, накопление активного и пассивного словарного запаса.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони (или на всю ладонь), наметить на бумаге место для отпечатка, отпечатать оттиск, затем наклеить недостающую деталь.

«Тычок жесткой кистью».

Цель: обучение приемам техники «тычок жесткой кистью»; формирование умений наносить тычок, удерживая кисть строго вертикально поверхности листа бумаги; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.

Описание осваиваемого приема: набрать краску на ворс кисти, ритмичными движениями наносить тычки кистью по намеченным линиям на листе бумаги, используя для сохранения ритма речевые конструкции.

«Оттиск» спичечным коробком.

Цель: обучение приемам техники «оттиск» спичечным коробком; формирование умений наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.

Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро спичечного коробка, прижав его к штемпельной подушечке, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.

«Пуантилизм».

Цель: — обучение приемам техники «пуантилизм» (от фр. point — точка);

—  формирование умений наносить точки ватной палочкой (пальцем, удерживая палочку вертикально поверхности листа бумаги);

развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля;

— накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка;

развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.

Описание осваиваемого приема: эта техника основана на законе смешения, слияния цветов маленьких разноцветных точек. Точки могут быть очень мелкими, а могут быть крупными, как отдельные мазки или отпечатки (например, отпечаток ладони).

«Оттиск».

Цель: обучение приемам техники «оттиск»; формирование умений сочетать традиционную технику рисования с нетрадиционной, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.

Описание осваиваемого приема: густо нанести кисточкой краску на контуры рисунка, затем прижать рисунок к другому листу белой бумаги и аккуратно снять, стараясь не сдвинуть. При этом на втором листе остается оттиск первоначального рисунка. Фактурно этот оттиск выглядит намного оригинальнее и выразительнее, чем первоначальный. При необходимости на оттиск наносятся детали, придающие большую выразительность.

«Кляксография»

Цель: обучение приемам техники «кляксография»развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля, воображения; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; формирование умения воспринимать и создавать художественный образ различными средствами выразительности.

Описание осваиваемого приема: хорошо разбавленной краской на листе бумаги ставятся кляксы, затем кистью или пальцем дорисовывается образ, который увидел в кляксе ребенок.

 Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»