У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е. А. Стребелева пишет, что » аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей«.
Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки, что особенно ярко прослеживается у детей с умственной отсталостью, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками. Тем самым, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка (И. М. Бгажнокова, Н. П. Вайзман, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, Л. А. Метиева, В. М. Мозговой, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский и др.).
Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление и т. п. Дети своевременно не овладевают предметными действиями, в раннем возрасте у них есть лишь манипуляции — хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции (Н. П. Вайзман, Л. А. Метиева, М. С. Певзнер и др.).
У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. «У многих умственно отсталых учащихся с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями пространственного представления. Для детей характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности».
При умственной отсталости нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи :
- на уровне базовых способностей — имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия;
- на операциональном уровне — нарушена зрительно-моторная координация;
- на уровне навыка — недостаточная сформированность различных видов захвата предметов, в первую очередь — «пинцетного» и «щипкового».
В исследованиях по коррекционной педагогике подчеркивается, что 80% умственно отсталых школьников имеют крайне низкий уровень развития мелкой моторики, что значительно осложняет овладение программным материалом по различным дисциплинам (В. В. Воронкова, Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова и др.).
Шнурование ботинка, застегивание пуговиц, кнопок, крючков демонстрируют значительно большее количество ошибок у детей с умственной отсталости, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. При шнуровке ботинок дети с нарушением интеллекта допускают в пять раз больше ошибок. Застегивание кнопок показывает в два раза больше ошибок, крючков — в 2,5 раза у детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми, имеющими сохранный интеллект. Подобные задания дети с данной патологией выполняют в более медленном темпе и с меньшей скоростью. Обуславливается это не координированностью движений, нарушением их ритма и скорости.
Большинство детей с умственной отсталостью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать двумя руками одновременно, часто одна из рук не участвует в выполнении заданий.
Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук — это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов. У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. (Продолжение следует…)
Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»