Преодоление тревожности у ребенка с нарушениями речи

Дошкольный возраст очень насыщенный период в жизни любого человека. В это время ребенок учится управлять своими эмоциями и взаимодействовать с растущим кругом людей. У ребенка, имеющего речевые нарушения, часто возникают трудности общения.

Контакты с окружающими для таких детей сопровождаются различными проявлениями тревожности (волнение, беспокойство, неуверенность и т.д.). Низкая общительность в свою очередь ведет к деформациям личности и снижает эффективность преодоления речевого нарушения.

В дошкольном возрасте ребенок начинает оценивать собственную речь с точки зрения ее понятности для других, в случае неуспешного общения, речевая тревожность может закрепиться надолго. Под речевой тревожностью понимается склонность к переживанию особого эмоционального состояния в момент речи, а также беспокойство, опасения ребенка, связанные с его собственной речью.

Причины возникновения речевой тревожности

Необходимо знать причины возникновения тревожности, чтобы своевременно провести коррекционно- развивающую работу для снижения беспокойства и развития коммуникативных способностей у детей нарушениями речи.

Причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста могут быть следующие факторы:
– личностные конфликты, связанные с самооценкой и самокритичностью или из-за завышенных требований со стороны родителей;
– внутрисемейные конфликты, неблагоприятные отношения с родителями;
– конфликты со сверстниками, в том числе смена детского коллектива;
– соматические нарушения
В дошкольном детстве тревога не мобилизует внутренние силы ребенка, а наоборот вызывает дезорганизацию. Повышение уровня тревожности у ребенка говорит о его недостаточной эмоциональной приспособленности и развивает у ребенка неуверенность в себе.

Ребенок настолько боится совершить ошибку, что начинает отказываться от коррекционно-развивающей деятельности

Признаки проявления тревожности у детей:
— частое ухудшение здоровья. Казалось бы беспричинные головные боли, повышение температуры, боли в животе, из-за которых ребенок остается дома, должны насторожить родителя;
– Отказ импульсивного и эмоционального характера от выполнения задания, если что-то не получается. При попытке снова вовлечь ребенка к выполнению задания, может проявлять раздражительность, агрессивность;
– Снижение концентрации внимания во время занятий, рассеянность – также может являться признаком развития тревожности у детей. Постоянные отвлечения свойственны тревожным детям, благодаря этому, они стараются избежать вызывающих беспокойство ситуаций действительности.
– Потеря контроля над физиологическими функциями. Ребенок в стрессовой ситуации может краснеть или бледнеть, начать дрожать или испытывать головокружение.

Методы коррекции

Педагогическая наука непрерывно развивается и предлагает разные методы работы по коррекции речевой тревожности. Ниже приведены самые актуальные способы по коррекционно-развивающей работе на сегодняшний день:
1. Игротерапия является основным методом коррекции трудностей лично­стного развития ребенка, в том числе тревожности. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста, оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
2. Арт-терапия.

Творчество укрепляет личность ребенка, помогает структурировать ми­ровоззрение, поднимает самооценку, гармонизирует эмоциональное состояние.
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые, переживания, и учесть это при устранении страхов, тревог. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и мечтам, безболезненно соприкасается с некото­рыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
3. Песочная терапия.
Занятия с песком активизируют мыслительные процессы, эмоциональную сферу. Песочная терапия — отличное средство для для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. У детей после занятий с песком улучшается уровень концентрации внимания, гармонизации эмоциональных состояний и реакций.
4. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на раз­витие и коррекцию различных сторон психики ребенка. В ходе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Большое значение уделяется общению со сверстниками и воспитанию у детей устойчивости к страху. Применение подобных упражнений положительно влияет на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует снижению повышенной тревожности.

Тревожность детей дошкольного возраста является одной из типичных проблем современной педагогики, которая не только не исчезает сама по себе, но и перерастает в большие проблемы с ростом и развитием ребенка. С необходимостью решения вопроса тревожности сталкиваются многие родители, педагоги, психологи. Чем раньше заметить проблемы с тревожностью у ребенка и начать коррекционно-развивающую работу по устранению тревожности, тем больше шансов вырастить уверенного в себе, активного, любознательного, гармонично развитого ребенка. Тревожность вообще и речевая в частности как актуальная комплексная психолого-педагогическая проблема требует к себе внимания со стороны различных участников образовательных отношений.

Использованная литература

1. Беляева О. А. Специфика проявления тревожности у школьников на этапе окончания начальной школы // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Вып. 15. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020.
2. Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10).
3. Заиграева Н. В., Кондакова О. И. Помощь педагога, логопеда и психолога в преодолении нарушений чтения у младших школьников с речевой тревожностью //Постулат. 2017. № 10-2 (24).
4. Калягин В. А. Речевая тревога: за и против // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: международный сборник научных трудов / под ред. С. М. Валявко. М.: Спутник+, 2011.
5. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988.
6. Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. № 1.
7. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14510 (дата обращения: 13.04.2022).
8. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

Полный тест статьи, а также множество других материалов вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Консультационная служба «Территория семьи» — «Методические материалы консультационной службы»