Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
— выдох происходит плавно, а не толчками;
— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
— выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предлагаем игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
«Мыльные пузыри» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Одуванчики» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Капитаны» Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
«Пузырь» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.
«Бабочка» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).
Можно купить увлекательный тренажер для развития дыхания у вашего ребенка. В игровой форме он научится задерживать дыхание и равномерно выдыхать, стараясь удержать шарик в воздухе. Устройте соревнование с вашим ребенком и пусть победит самый выносливый.
Можно выполнять и такое упражнение: «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Произнести счёт на 1 выдохе по 3-5, постепенно увеличивая до 10-15. Затем произвести обратный счёт.
Прочесть пословицы, скороговорки на 1 выдохе (сначала короткие, потом длинные).
Для удлинения выдоха, а также массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой струей полезно играть на губной гармошке, дуть в различные дудки, свистки, надувать воздушные шарики, дуть через трубочку в банку с водой.
Учитель-логопед Юнусова А.Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»