16.05.2023, в целях повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях Республики Башкортостан, повышения качества работы педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих с детьми с девиантным поведением; профилактики формирования девиантного поведения обучающихся, координатор Региональной антикризисной команды ГБУ РБ РЦППМСП, психолог Людмила Озерова провела психолого-педагогический практикум (ППП) на тему: «Профилактика рисков суицидального поведения обучающихся образовательных организаций Республики Башкортостан».
В рамках ППП обсуждались следующие вопросы раннего выявления обучающихся группы риска суицидального поведения:
1. Метод сбора информации (наблюдение с опорой на маркеры суицидального риска, опросы родителей, педагогов, соседей, сверстников, обобщение материалов рейдов) и анализа уже имеющегося диагностического материала классными руководителями:
• карта наблюдения индикаторов суицидального риска (1*) /прогностической таблицы риска суицида у детей и подростков (АН. Волкова) и карты наблюдений Д. Стотта.
1* Профилактика аутоагрессивного поведения 2018 ИРО РБ https://disk.yandex.ru/i/1blmTVsiBrVtWQ
2. Диагностика суицидального риска среди обучающихся:
• по Скачковой В.А. (Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста):
– неадекватная самооценка — заниженная или завышенная,
– наличие депрессии- умеренного или выраженного уровня,
– личностные акцентуации — циклотимического, демонстративного, возбудимого и тревожного типа акцентуаций личности.
Конечно, наличие у старших школьников неадекватной самооценки, акцентуаций и депрессии, само по себе, не является обязательным условием суицидального поведения, но при наличии личностно-травмирующей ситуации значительно повышают риск суицида.
Диагностический инструментарий:
• 1. методика выявления уровня самооценки (Е.В. Сидоренко);
• 2. методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова;
• 3. методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация Х. Шмишека);
• 4. опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой).
3. Проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков ассертивного поведения, стрессоустойчивости, формирование жизнестойкости, уверенности в себе, отношения к собственным ошибкам как ресурсу дальнейшего развития, умений конструктивного разрешения конфликтов, а также на развитие у несовершеннолетних социальной уверенности (настроя на достижения, оптимистичного мировоззрения, отношения к себе как к хозяину собственной жизни, ощущения значимости принимаемых решений и возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней, умения самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей).
Формирование у обучающихся психологической устойчивости к деструктивному воздействию извне, профилактика вовлечения несовершеннолетних в группы и движения деструктивной направленности.
Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних по различным вопросам образования, воспитания, оптимизации взаимодействия с образовательной организацией по профилактике деструктивного, антивитального поведения обучающихся.
Презентация со ссылками на информационные материалы по обсуждаемым темам.