Психологическое здоровье дошкольника

В наше   время   родители, порой не всегда обращают должное внимание вопросам  сохранения здоровья   детей.

Жизнь современного человека полна социальных перемен и кризисных моментов. Особенно подвержено влиянию со стороны социума психологическое здоровье ребенка. Ребенок беспомощен, но помощь и поддержка взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Вот некоторые существенные признаки психологического здоровья:

  • осознанность ребенком самого себя, его взаимоотношения с окружающими;
  • способность выражать мысли и прислушиваться к другим;
  • жизнерадостность и оптимизм в поступках, в собственном поведении;
  • способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
  • чувство уверенности и доверия;
  • формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка;
  • достаточный диапазон чувств.

 

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством от различных психологических заболеваний являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием рядом неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка, а иногда отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психологического, физического и социального.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться — сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Рекомендации родителям по формированию психологического здоровья детей:

  • Развивайте у детей  эмоциональную сферу
  • Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими
  • Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувство эмпатии (сопереживания).
  • Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать  о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!
  • Проникнитесь чувством искреннего  уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.
  • Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на  адекватное  мировоззрение  любой непредвиденной ситуации.
  • Повышайте самооценку ребёнка:
  • Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.
  • Научите детей относиться к себе с уважением.
  • Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.
  • Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.
  • Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

Педагог – психолог Хайруллина С.В.

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»