Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»  И.Кант

Графомоторика включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать – это зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.

Неподготовленность к письму может привести к возникновению трудностей усвоения школьной программы, негативному отношению к учёбе. Так как создается дополнительная грузка на ребенка: он должен не только воспринимать и фиксировать информацию, но и думать о технике написания, об удержании карандаша/ручки в руке.

Возрастные особенности развития мелкой моторики, способствующие формированию графомоторных навыков:

От 1 до 2 лет От 2 до 3 лет От 3 до 5 лет
— ребенок может держать два предмета в одной руке;

— держит карандаш в руке и чертит им;

— умеет переворачивать страницы книг;

— из кубиков строит башни;

— складывает пирамидку.

— открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;

— играет с песком, крупами, тестом и глиной;

— открывает крышки, откручивает и закручивает;

— рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

— нанизывает бусы;

— правильно держит карандаш;

— копирует формы несколькими чертами;

— строит из кубиков.

— рисует цветными мелками, карандашами, красками;

— складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);

— лепит из пластилина и теста разные фигуры;

— шнурует ботинки;

— определяет предметы в мешке на ощупь.

 Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Зрительно-пространственные функции:

— упражнения на определение правых и левых частей тела;
— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам (сверху, снизу, между, слева, справа);
— задания с условиями по выбору нужных направлений;
— наложенные и зашумленные изображения, контуры, тени.

 

  1. Рисование:

— занятия по штриховке по контуру, обводка;
— срисовывание геометрических фигур;
— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
— дорисовывание незаконченных рисунков;
-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

 

  1. 4. Графическая символика:

— задания на развитие умений рисовать узоры;
— символизация предметов (изображение их с помощью символов);
— печатание букв.

 

Развитие графомоторного навыка.

При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. А помогут следующие задания:

1) Штриховка и закрашивание.Используем простые или цветные карандаши, а не фломастеры. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

2) Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.

3) Написание печатных букв.Необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а так же в написании её по точкам.

4) Прописи, графомоторные трафареты.

Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

5) Вырезание ножницами по контуру.

6) Изготовление мелких поделок из бумаги.

Для максимальной эффективности следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
  • Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их.
  • Время занятия 10-15 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
  • Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание.

Также специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Успехов в развитии!

Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»