«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Графомоторика включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать – это зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению трудностей усвоения школьной программы, негативному отношению к учёбе. Так как создается дополнительная грузка на ребенка: он должен не только воспринимать и фиксировать информацию, но и думать о технике написания, об удержании карандаша/ручки в руке.
Возрастные особенности развития мелкой моторики, способствующие формированию графомоторных навыков:
От 1 до 2 лет | От 2 до 3 лет | От 3 до 5 лет |
— ребенок может держать два предмета в одной руке;
— держит карандаш в руке и чертит им; — умеет переворачивать страницы книг; — из кубиков строит башни; — складывает пирамидку. |
— открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
— играет с песком, крупами, тестом и глиной; — открывает крышки, откручивает и закручивает; — рисует пальцем при помощи пальчиковых красок; — нанизывает бусы; — правильно держит карандаш; — копирует формы несколькими чертами; — строит из кубиков. |
— рисует цветными мелками, карандашами, красками;
— складывает бумагу (умеет складывать простые оригами); — лепит из пластилина и теста разные фигуры; — шнурует ботинки; — определяет предметы в мешке на ощупь. |
Графомоторные навыки включают в себя:
- Развитие мелкой моторики
- Зрительно-пространственные функции:
— упражнения на определение правых и левых частей тела;
— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам (сверху, снизу, между, слева, справа);
— задания с условиями по выбору нужных направлений;
— наложенные и зашумленные изображения, контуры, тени.
- Рисование:
— занятия по штриховке по контуру, обводка;
— срисовывание геометрических фигур;
— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
— дорисовывание незаконченных рисунков;
-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
- 4. Графическая символика:
— задания на развитие умений рисовать узоры;
— символизация предметов (изображение их с помощью символов);
— печатание букв.
Развитие графомоторного навыка.
При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.
Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. А помогут следующие задания:
1) Штриховка и закрашивание.Используем простые или цветные карандаши, а не фломастеры. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
2) Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.
3) Написание печатных букв.Необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а так же в написании её по точкам.
4) Прописи, графомоторные трафареты.
Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
5) Вырезание ножницами по контуру.
6) Изготовление мелких поделок из бумаги.
Для максимальной эффективности следует придерживаться следующих рекомендаций:
- При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
- Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их.
- Время занятия 10-15 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
- Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание.
Также специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.
Успехов в развитии!
Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»