Для того чтобы разобраться с особенностями формирования графомоторного навыка у детей с ограниченными возможностями здоровья, нам необходимо для начала дать определение данному понятию.
Безруких М. М. определял графомоторные навыки как определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Графомоторика включает в себя:
— Сосредоточенность и внимание;
— правильное удерживание письменных принадлежностей;
— нужный нажим письменных принадлежностей при письме;
— точность при обводке и штриховке;
— зрительное восприятие заданного материала;
— двигательные навыки.
Графомоторный навык, как и любой другой формируется в результате обучения, выполнения ряда упражнений, которые складываются из различных приемов и методик, способствующих подготовке руки к письму.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья трудности в освоении графомоторного навыка наиболее выражены. Данные трудности проявляются сильнее при наличии отклонений в развитии. Такие проблемы, в частности характерны для детей с нарушениями интеллекта.
По данным И. А Грошенкова, нарушение моторики у обучающихся с умственной отсталостью при выполнении работы требует от них ловких действий. Если вначале движения рук неточны, то в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность и точность. Всё это способствует благоприятному развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности.
Целью формирования графомоторных навыков является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Данный навык формируется в тесной зависимости от зрительного восприятия, произвольной графической активности и зрительно-моторной координации.
В коррекционной работе по развитию графических навыков можно выделить следующие направления:
- Развитие ручной моторики.
Для стимуляции изолированных движений пальцев проводятся пальчиковые игры. Для формирования правильного захвата карандаша используются специальные упражнения, помогающие овладеть различными типами хватания. Упражнения выполняются ведущей рукой (или поочерёдно руками), избегая при этом общего мышечного напряжения, с использованием разнообразных, в основном мелких предметов.
- Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторных представлений.
Особое место в этом направлении работы занимают упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. С помощью, которых дети учатся различать контурные и силуэтные изображения предметов, перечёркнутые контурные и наложенные друг на друга, перевёрнутые и недорисованные изображения.
- Развитие слухового внимания и слухо-моторной координации.
Особое внимание следует обратить на то, что правильная и чёткая речь педагога организует деятельность ребёнка, привлекает его внимание к заданиям, к названиям предметов и действий с ними. У детей формируют умение слушать и выполнять требования педагога, работать по подражанию, по образцу, а в дальнейшем и по словесной инструкции.
- Развитие пространственной ориентировки.
Для успешного овладения графомоторными умениями у детей должно быть сформировано оптико-пространственное восприятие. С этой целью на занятиях включаются задания по составлению разрезных картинок, сюжетных картинок с частями изображения, построение геометрических форм и предметных изображений из палочек
Таким образом, графомоторный навык развивается в результате обучения, при многократном повторении действий. В результате целенаправленной коррекционной работы у детей формируются не только графические, но и общие умения, и навыки, такие как соблюдение правильной позы при выполнении графических заданий, принятие и понимание условия заданий, выполнение их до конца, работа по подражанию, образцу, словесной инструкции, координация действий «глаз-рука» и др.
Подготовила учитель-дефектолог: Кильдиярова З. Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»