Развитие памяти у детей

 Память — это процесс сохранения, анализа и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря способности запоминать информацию человек может накапливать знания и эволюционировать.

Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребёнок познает окружающий эмоциональной и двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память, но к началу обучения в школе преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счёт многократных повторений. Очень важно направлять часть заданий на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения заданий является «потеря» условия заданий, неспособность удерживать в памяти заданные действия.

У каждого человека (как ребенка, так и взрослого) есть своя ведущая техника запоминания. Кому-то легче усваивать информацию на слух, кому-то нужна визуальная картинка, а для кого-то важны тактильные ощущения. И такие особенности связаны со сложной организацией головного мозга, неравномерным развитием его отделов.

Наш мозг – сложная система, состоящая из трех функциональных блоков, каждый из которых выполняет определенную работу.

  • Первый блок мозга помогает ребенку фокусировать свое внимание. Во время этого процесса малыш должен качественно бодрствовать, то есть не находиться в сонном или, наоборот, перевозбужденном состоянии.

Только в таких оптимальных условиях бодрствования ребенок будет принимать, понимать и запоминать информацию.

  • Второй блок мозга осуществляет работу с самой информацией, которую нужно воспринять, структурировать, сохранить и воспроизвести. А получает он эти данные от внешних раздражителей – через уши, глаза, кожу, мышцы и так далее.
  • Третий блок мозга помогает контролировать процесс запоминания и воспроизведения информации. Он выбирает из большого количества информации именно ту, которую нужно запомнить.

При недостаточной работе хотя бы одного из блоков ребенку сложно выучить стихотворение, запомнить правило и написание буквы или слова, вспомнить выученный материал и так далее.

 

Память, как и остальные психические функции, имеет системное строение, то есть состоит из разных компонентов, которые между собой взаимосвязаны. Если какой-то компонент работает неисправно, нарушается работа всей функции. Тренировать детскую память полезно, однако не стоит ожидать от малыша идеального запоминания, ведь каждому возрасту свойственны свои особенности памяти.

 

Особенности памяти детей.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит непроизвольно. Как правило, дети не ставят себе цели что-то запомнить. У школьников память уже достаточно развита для того, чтобы строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы.  Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка:

0-2 года. На первом году жизни происходит развитие моторной памяти: ребенок активно запоминает жесты, движения и старается их повторить. С 1 года до 2 лет развивается ЦНС, увеличивается объем запоминаемой информации;

2-4 года. В данный период происходит развитие механической памяти. После двух лет ребенок начинает запоминать больше слов, выстраивать логические цепочки;

5-6 лет. В данный период задействована преимущественно непроизвольная память: ребенок уже может отталкиваться от собственных впечатлений и личного опыта. Лучше всего он запоминает информацию, которая его заинтересовала;

6-12 лет. В этот период существенно улучшается долговременная память. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им дают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.

 

Способы развития памяти у детей

У дошкольников самая активная память. Однако детям в возрасте до 7 лет трудно ее организовать, сделать избирательной.

Малыши пока не могут самостоятельно выбирать из потока информации то, что запомнить действительно важно.

Еще одна проблема заключается в том, что дошкольникам сложно что-либо вспомнить по просьбе родителей здесь и сейчас. Дело в том, что способность вытаскивать из своей памяти какие-то события в соответствии со «словесной инструкцией» созревает у детей значительно позже. Возможно, малыш и помнит дорогу от дома бабушки до магазина, но ему будет сложно с ходу ответить на вопрос «А что вы обычно видите, когда идете по этой дороге?»

Для того чтобы помочь ребенку дошкольного возраста запоминать и воспроизводить нужную информацию, попробуйте с ним учить стихи и детские песни, раскачиваясь на качелях. Работа мозга устроена таким образом, что внешние раздражители (в данном случае движение) способствуют запоминанию нового.

Просите ребенка что-нибудь запомнить, а потом передать эту информацию кому-то из близких. А еще малыши охотно берутся за важные поручения – напомнить маме или папе о каких-либо делах. Также полезно обсуждать сюжеты из прочитанных книг и просмотренных мультфильмов. Лучше всего память помогают развивать специальные упражнения, которые можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры.

Важно помнить, что при выполнении упражнений главную роль играет возраст ребенка. У малышей внимания совсем мало. Постепенно мозг растет, и объем детской памяти увеличивается. Дети старшего дошкольного возраста могут хорошо запоминать информацию, которая им пригодится, однако для улучшения результата часто необходима мотивация.

Для тренировки произвольной памяти можно каждый день расспрашивать ребенка о том, что сегодня происходило, просить его составить рассказ по картинкам и т. п.

Бездумного заучивания, зубрежки лучше стараться избегать. Процесс запоминания можно упростить, проговаривая нужную информацию, рисуя картинки по теме и т. д.

Особое внимание нужно уделять повторению пройденного: чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти, необходимо возвращаться к ней в течение дня.

Рекомендация родителям: утром можно прочитать с ребенком стихотворение, вечером — повторить, через день — вернуться к прочитанному.

Также не следует забывать и об отдыхе: ребенку нужно устраивать перерывы, это усилит восприимчивость, и потом можно будет вернуться к занятиям с новыми силами.

Об упражнениях для развития памяти будет рассказано в следующей части.

 

Выполнила педагог – психолог Хайруллина С.В.

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»