Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Обычно в основе нарушения по данному типу лежит нарушение в дошкольном возрасте в виде дислалии, дизартрии, ЗПР. Спровоцировать трудности овладения письменной речью может также двуязычие в семье (билингвизм).
Чаще всего дисграфия идет в одной «связке» с дислексией — нарушением чтения, когда ребенок проглатывает окончания, заменяет буквы, видит одно слово, а читает другое.
Выделяют следующие виды дисграфии:
-Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием). Пример: «гус» вместо «гусь», «маленкий» вместо «маленький».
-Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи). Примеры: «около ею» вместо «около её», «много собаков» вместо «много собак», «мальчик спят» вместо «мальчик спит».
-Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения). Пример: ц – щ («цавель» вместо «щавель»), о – ю («обка» вместо «юбка»), «пишши» вместо «пиши».
-Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа. Примеры: «пата» вместо «парта», «кока» вместо «кошка», «дево» вместо «дерево», «потком» вместо «компот».
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать своевременную коррекцию нарушений устной речи, развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, графомоторных навыков. Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, нейропсихологами.
Учитель-логопед Юнусова А.Г.
Эти и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»