Ранняя диагностика нарушений умственного развития

Шагиева Наиля Ринатовна, педагог- психолог ЦПМПК

Ранняя диагностика нарушений умственного развития чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены. Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний получила освещение в трудах отечественных дефектологов (М.Г. Блюмина,1967; Л.С. Выготский, 1983; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972; В.И. Лубовский, 1971, 1989; А.Р. Лурия, 1976 и др.).

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

При ранней диагностике особого внимания заслуживает положение о том, что сенсорные нарушения вторично влияют на психическое развитие ребенка, поэтому своевременное и правильное отграничение последствий сенсорных дефектов от первичной интеллектуальной недостаточности — необходимое условие организации адекватной коррекционной работы.

В  исследованиях по диагностике умственной отсталости детей раннего возраста ученые опираются на то, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта, происходящих в процессе активной деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется своя ведущая деятельность, которая оказывает решающее влияние на ход психического развития. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи и других процессов.

При подходе к отбору диагностических методик мы учитывали, что в этом возрасте общественный опыт усваивается путем подражания действиям взрослого. При оценке действий ребенка важной теоретической основой для нас являлась концепция зоны ближайшего развития. В умственном развитии ребенка Л.С. Выготский выделяет два уровня: актуальный (или достигнутый к настоящему моменту) и «потенциальный», связанный с зоной ближайшего развития. Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действия, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие широкой зоны ближайшего развития у ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития является важным показателем не только перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения степени умственного нарушения (в частности, для различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых, а также различения степени умственной отсталости).

В раннем возрасте происходят быстрые изменения в физическом и психическом развитии детей. Уже на втором году жизни наблюдается бурное развитие предметных действий, а на третьем — предметная деятельность становится у детей ведущей.

В процессе становления предметной деятельности развивается ориентировочная реакция на новый предмет типа: «Что это?», а затем появляется вторая ориентировочная реакция — «Что с ним можно делать?» (по выражению Д.Б. Эльконина). Наряду с этим ребенок начинает выделять предметы, усваивает способы действия с ними. У него формируется ориентировка на свойства и качества предметов. Именно этот процесс формирования поисковых действий и оказывает решающее влияние на ход психического развития.

Кроме этого, идет активное развитие речи: вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни — фразы. Пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.

Что же касается развития детей с умственной отсталостью, то у них развитие моторики идет с большим опозданием. Походка их долго остается неустойчивой, плохо координированной, отмечаются лишние движения. Как правило, у них долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук.

Предметными действиями эти дети своевременно не овладевают, в этом возрасте у них появляются лишь манипуляции, т.е. хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Чаще всего эти манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которыми ребенок совершает действия. Не отмечается также ориентировки на новые предметы не только типа «Что с ним можно делать?», но и часто и «Что это?». Эти дети не умеют подражать действиям взрослого, т. е. они самостоятельно не овладевают основным способом усвоения общественного опыта.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

Использованная литература

  1. Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. ЛитРес, 2012.
  2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н., Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; под ред. Стребелевой Е.А. –М., Просвещение, 2004.

Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

 

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»