Организация занятий с детьми с нарушениями слуха дома

После выявления нарушений слуховой функции у ребенка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить аппарат в ухо, нужно сразу же приступить к кор­рекции отклонений в развитии.

Дома с ребенком необходимо проводить систематические занятия, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по разви­тию речи, слухового восприятия. Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 минут; до двух лет — 2—3 занятия по 10 минут; от двух до трех лет — 15—20 ми­нут. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям рабо­ты чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, за столом. Подробно проконсуль­тировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог.

Занятия с ребенком — младшим дошкольником — с нарушением слуха в семье

Важнейшим условием развития слуха ребенка является ран­нее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми, он будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особен­но при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппа­рата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специаль­ные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова.

Занятия с ребенком младенческого возраста направлены на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. В процессе занятий у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, развивает­ся способность подражать предметным и речевым действиям взрослого. У ребенка должны появляться голосовые реакции, лепет, понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Обязательно должны включаться упражнения по разви­тию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-­двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомле­ние с окружающими предметами.

Целесообразно с первого года жизни вести и систематиче­скую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушен­ным слухом.

Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его надо учить различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слу­шать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличи­вать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услы­шанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музы­кальными игрушками, учатся различать их звучание.

Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать зна­чение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует про­слушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребен­ком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

Занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье

Воспитание и обучение происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.

Обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппа­ратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

Занятия с ребенком должны быть направлены на:

ознакомление с окружающим миром (усвоение значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; по­нимание фраз с этими словами);

  • развитие зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предме­та, развитие восприятия цвета, формы, величины, про­странственных отношений);

развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, эле­ментов логического мышления, развитие воображения;

  • формирование элементарных математических пред­ставлений;
  • развитие игровой деятельности ребенка (формирование сюжетно-ролевой игры);
  • развитие изобразительной деятельности дошкольников (обу­чение рисованию, лепке, аппликации, конструированию).

Слабослышащего ребенка необходимо как можно раньше научить читать. Но прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную кон­сультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребенка к этому виду деятельности.

При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами. Для фор­мирования чтения первоначально в процессе разных видов де­ятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Прин­ципиально важно уточнять правильность понимания прочи­танных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое по­нимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется из­готовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем он сам.

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказы­вание взрослым коротких историй сказок. Для лучшего пони­мания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократ­ное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепен­но он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рас­сказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отно­шение: придумывание продолжения рассказов, а потом и са­мостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Занятия с глухим ребенком в семье

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в стар­шем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающи­ми, тем лучше будет развиваться его речь, так как прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторван­ные от связанного с ним действия или предмета. Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.

Если слышащие родители сами занимаются и общаются с глухим ребенком правильно и активно, то результаты будут от­личными. Особенно, если это делается в содружестве с квали­фицированным сурдопедагогом.

Родители должны понимать, что только слуховых аппара­тов недостаточно для полноценного развития глухого ребенка. Слуховые аппараты не превращают глухого ребенка в нормаль­но слышащего. Глухого ребенка надо знакомить с окружающим миром и со словами, обозначающими то или иное в окружаю­щем мире, надо его учить слышать и говорить.

Задача родителей глухого ребенка — использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть на лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Важно! Родители должны систематически консультировать­ся у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком дома.

 

Егорова Марина Андреевна (учитель-дефектолог) и Муртазина Эльза Асхатовна (учитель логопед, учитель-дефектолог)

Эти  и другие рекомендации вы можете скачать на нашем сайте в разделе «Клуб для родителей» — «Методические материалы для родителей»