Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся

14 ноября 2022г. при участии специалистов ФГБУ РБ РЦППМСП Хайбуллинская зональная ПМПК состоялась Всероссийская конференциия по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся для руководителей и специалистов органов исполнительной власти в сфере образования, руководителей и специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-педагогических консилиумов, психолого-педагогических служб образовательных организаций «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся»

Основные выступления:

1. Онлайн — конференция началась с выступления Алехиной Светланы Владимировны, проректора ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», директора Института проблем инклюзивного образования, кандидата психологических наук, доцента
Она раскрыла вопрос формирования инклюзивной образовательной среды
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В ее докладе были представлены компоненты инклюзивной образовательной среды ОО, мониторинг индексов школ, этапы создания ИОС. Таким образом, исходя из выступления Алехиной Светланы Владимировны, основным системообразующим фактором создания ИОС является вовлеченность в ее создание всех участников образовательного процесса.
2. Следующим спикером выступила Жданова Людмила Алексеевна — заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России. Которая остановилась на
актуальных уровнях психического, психологического здоровья и физического развития детей различных возрастных групп. Она осветила вопросы: Что такое «психическое здоровье?», Кто должен проводить обследование? Должен ли врач-педиатр заниматься психическим здоровьем детей и каковы его возможности в охране психического здоровья, остановилась на профилактических осмотрах. Главный вопрос ее выступления, как повысить качество оценки психического здоровья детей?
Людмила Алексеевна предоставила алгоритм разработки индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся и алгоритм медико-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации к новым условиям образовательной организации. Необходимо взаимодействие всех специалистов. Реализация межведомственного взаимодействия в программах охраны здоровья детей позволит достичь:
Консолидации педагогов, психологов и медиков вокруг объединяющей идеи обеспечения прав ребенка на полноценное психофизическое и социальное развитие, здоровье, укрепления института семьи и улучшение положения детей, развития методического обеспечения и практических инициатив, направленных на улучшение здоровья детей.
3. Копылова Юлия Владимировна, учитель-логопед, руководитель специалистов психолого-педагогического сопровождения КГБОУ «Красноярская школа 2» выступила с докладом «Актуальные проблемы организации логопедической помощи в образовательных организациях». Поделилась опытом работы со своими обучающимися. Остановилась на том, что необходимо взаимодействие с семьями обучающихся.Так как только при тесной работе возможен положительный результат. Созданы все необходимые условия для развития детей. При этом выделила, необходимость повышение профессиональной квалификации учителей-логопедов. Это будет способствовать приведению к единой системе методической документации при оказании логопедической помощи в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности логопеда: разработка типовых пакетов диагностических методов для детей с интеллектуальными нарушениями с учетом современного уровня развития педагогической науки и тенденций образовательной практики на основе компетентностного подхода; обеспечение преемственности логопедической помощи в системе «дошкольное образовательное учреждение» – «общеобразовательная школа»; расширение взаимодействия специалистов общеобразовательных школ с медицинскими организациями города, реабилитационными центрами, родительскими сообществами; профессиональное совершенствование специалистов.
4. Опытом образовательной организации: «Деятельность ППк в образовательной организации в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», поделилась Ульянова Елена Васильевна, зам. директора по УВР КГКОУ Школы-интерната № 9 Переяславка Хабаровского края. Показала работу ППк. В школе есть служба медиации, где работают с группой риска. Приведены результаты деятельности ППк: совершенствование деятельности ППк, через взаимодействие с ЦПМПК/ТПМПК, вовлечение в деятельность всех структур психологопедагогического сопровождения в учреждении, организация и координация непрерывного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с УО (ИН), использование ресурсов специалистов учреждения в помощь инклюзивному образованию в муниципальном районе имени Лазо, психологическое сопровождение адаптации воспитанников с ОВЗ в дошкольных учреждениях, адаптации обучающихся в школе на всех уровнях образования; построение образовательных маршрутов для детей с УО (ИН) в учреждении, организация эффективного межведомственного взаимодействии. Специалисты образовательной организации участвуют в грантах.
5. Казин Эдуард Михайлович, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, доктор биологических наук, профессор. Он рассказал о реализации здоровьесберегающего ресурса воспитательно-образовательного процесса в региональном образовательном пространстве. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. В течение 30 лет в Сибирском федеральном регионе реализуется здоровьецентристская парадигма, с учетом: психолого-физиологического развития и адаптации дошкольников и детей младшего школьного возраста; самореализации и саморазвития подростков; профессионального и социального самоопределения старшеклассников; сформированности социальноадаптивных профессиональных компетенций педагогов; здоровьесбережения и снижения уровня психоэмоционального выгорания педагогов. Решение комплекса обучающих, воспитательных, развивающих здоровьесберегающих задач в образовательных организациях, реализация которых возможна на основе действий, направленных на формирование социально-адаптивного, безопасного и здоровьесберегающего поведения индивида с учетом его личностных и социальных качеств, возрастных и типологических особенностей организма. Значительное место в реализации здоровьеориентированного ресурса образовательных инновационных организаций занимает физкультурно-образовательная деятельность уменьшение утомления, нарастающего в течение учебного года повышающая работоспособность обучающихся на уроках Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Для наиболее эффективного использования ресурсов образовательных организаций различного типа и вида, включая сетевое и межведомственное взаимодействие с организациями психолого-педагогической и медикосоциальной помощи на основе совместной деятельности всех субъектов образования, необходимо включение в деятельность образовательных организаций различного уровня Службы психолого-педагогического и медикофизиологического сопровождения, позволяющей осуществлять междисциплинарное взаимодействие различных специалистов и реализующей свою функцию на основе данных комплексного социальнопедагогического и психолого-физиологического мониторинга.
6. Алексей Викторович Вольтов, к.п.н., заместитель директора информационно — методического центра Калининского района г.Санкт – Петербурга представил тему: «Актуальные здоровьесберегающие технологии в условиях высокотехнологичной среды образовательной организации». Алексей Викторович раскрыл опыт работы школьного «Салюс-центра». Основные направления деятельности «Салюс-центра»: здоровый и безопасный учебный процесс: здоровьесберегающие технологии урока; учебный режим; физическая активность; санитарногигиеническое обеспечение; здоровое питание в школе; культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: здоровье педагогов; квалификация педагогов; содержание учебных предметов; внеурочная деятельность; информация, реклама; просвещение родителей; мероприятия вместе с родителями; коррекция здоровья и оздоровление школьников: выявление групп риска; индивидуальные образовательные маршруты; оздоровительные программы; сопровождение психолога; социальная поддержка.
7. Жаворонкова Лилия Викторовна, кандидат педагогических наук, кафедра педагогических технологий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Многоуровневое управление развитием региональной системы инклюзивного образования Она рассказала о понятиях, особенностях, многоуровневого управления развитием региональной системы инклюзивного образования
В своем докладе Лилия Викторовна раскрыла комплекс условий многоуровневого управления: мониторинг управления развитием системы; инклюзивного образования; проектирование развития инклюзивного образования; на разных уровнях управления; научно-методическое обеспечение; профессиональная подготовка педагогических кадров; взаимодействие и координация деятельности; субъектов управления.
8. В завершении онлайн-конференции был представлен мастер-класс «Непрерывность и преемственность психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования)» к.псих.н., доцент, зав.лабораторией «Технологии инклюзивного образования» КИУ имени В.Г. Тимирясова, председатель МОО «Лига преподавателей высшей школы» Республики Татарстан Филатова-Сафронова Марг арита Александровна рассказала о поколение «Z», их психологические особенности
«Поколение Z» – это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Его представители «связаны» между собой благодаря таким вещам, как Интернет (в целом), соцсети и YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры и т.д.