Благодаря фонду президентских грантов, общественной организации «СоДействие» roosd.ru директор ЧОУ «Странник» (г.Санкт-Петербург ) Киселева Наталия Александровна strannik-spb.ru погрузила нашу группу учеников в совершенно новый мир коммуникации с детьми, в силу разных причин которые не овладели речью — это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (далее АК). Проще говоря, это дети, которые всё понимают , хотят говорить, общаться, выражать свои желания словами , но не могут… (ссылка на страницу)
Использование Коммуникационной матрицы для планирования обучения
Коммуникационная матрица доступна на сайте https://www.communicationmatrix.org Сайт поддерживает работу на различных языках, в том числе — русском языке. Выбор языка в верхнем правом углу сайта.
Результаты, полученные с помощью матрицы общения, могут помочь родителям и преподавателям определить общие цели развития коммуникативных навыков с учетом навыков, имеющихся у оцениваемого. Пример использования результатов планирования.
Как правило, оцениваемому следует позволить общаться на прежнем уровне, постоянно поощряя его переход на следующий логический уровень общения.
Первый вопрос, который необходимо задать,— на каком основном уровне общения находится ученик? Это может быть:
- уровень, который им используется для общения чаще всего;
- уровень, на котором он владеет самым большим числом сообщений;
- уровень, на котором он демонстрирует крайне высокую степень усвоения поведения.
Следующий вопрос заключается в том, чтобы определить, какими коммуникативными уровнями пользуется ученик для общения.
Вы можете принять решение о необходимости повысить уровень компетенции на любом из уровней, которыми в настоящее время пользуется ученик, начиная с основного уровня.
Вы можете принять решение о том, чтобы обратиться к совершенно новому уровню коммуникации, но такое решение принимают гораздо реже.
Мы рекомендуем стремиться не более чем к двум уровням одновременно.
Необходимо учесть, что не все ученики проходят через каждый из семи уровней, учитывая их моторику, когнитивные и сенсорные способности.
Теперь необходимо взглянуть на профиль матрицы и решить: какие из 24 сообщений оцениваемый использует для общения на текущем уровне и существуют ли пробелы в его коммуникативных особенностях?
Рассмотрите возможность овладения новыми сообщениями, которые ему действительно необходимо научиться передавать. При этом не забывайте поощрять его осваивать сообщения, усвоение которых пока находится на уровне становления.
Наконец, вы должны решить, к каким именно видам поведения следует стремиться.
Обратитесь к перечню навыков общения, чтобы определить, какими видами поведения пользуется ученик для общения.
Вы также можете продолжить работать над текущими видами поведения.
Кроме того, вы можете решить, следует ли стремиться к какому-то другому виду коммуникативного поведения, которое предоставляет более сложное или более надежное выразительное средство.
Необходимо учитывать моторику, мелкую моторику, голосовые способности ребенка, а также любые сенсорные ограничения, которые могут затруднить или сделать невозможным овладение определенными видами поведения.
Вы также должны учесть все когнитивные ограничения, которые могут помешать пониманию оцениваемым определенных видов символов.
Наконец, необходимо учесть, может ли этот вид поведения быть использован во всех средах в жизни оцениваемого.
Только люди, знакомые с учеником, могут решать, какой комплекс мер лучше всего ему (ей) подходит. Но индивидуальный отчет матрицы дает возможность обобщить текущие достижения и досконально их изучить, чтобы выбрать конкретные рекомендации по вмешательству для овладения тем или иным сообщением, описываемым в матрице.
Форум сообщества, подборки и наука для всех служат неоценимыми источниками для перехода от оценки с помощью матрицы к вмешательству.
Можно использовать фильтр матрицы для поиска конкретных уровней или намерений, к которым следует стремиться, а также просматривать связанные с этим материалы, среди которых могут быть видеоролики с примерами, планы занятий, стратегии вмешательства и вопросы.
Можно найти подборку, в которой содержится руководство по вмешательству.
Зайдите в раздел «Наука для всех» и узнайте, имеется ли какая-нибудь информация о людях с таким же расстройством, как у вашего ученика.