Северная ЗПМПК

Наименование: Структурное подразделение государственного казенного учреждения республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия Северная  зональная психолого-медико-педагогическая комиссия

Заведующий: Стрельникова Майя Александровна
Адрес: 452530, Республика  Башкортостан, г.Уфа, ул. Кольцевая 103 .
График работы (приема): пн.–пт. с 9.00 до 16.50, перерыв: 13.00 –  13.30
тел.: 8(347) 240-18-15,
е-mail: spmpk@bk.ru

Положение о ЗПМПК
График выездов
Заявление на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование
Согласие на обработку персональных данных законного представителя
Согласие законного представителя на обработку персональных данных ребенка
Образец характеристики на ребенка от образовательной организации

Обследование детей ведется специалистами на русском языке с использованием дидактических материалов.
Комплексное обследование детей ведется на русском языке.
Численность обследуемых детей: 2900 в год.

Зона ответственности: Октябрьский, Орджоникидзевский, Калининский районы г. Уфы.

Структурное подразделение государственного казённого учреждения Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия Северная зональная психолого-медико-педагогическая комиссия имеет состав:

  1. Стрельникова Майя Александровна — заведующий;
  2. Тимерьянова Венера Анваровна — врач-педиатр;
  3. Исанбаева Татьяна Анатольевна- учитель- дефектолог;
  4. Герасимова Альбина Радиковна – педагог- психолог;
  5. Сайфуллин Руслан Винерович – педагог- психолог;
  6. Хабибуллина Регина Ринатовна – учитель- логопед;
  7. Горбачева Олеся Владимировна – статистик;
  8. Мухамадеева Гузель Асгатовна — социальный педагог

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  • своевременное выявление детей  с ограниченными возможностями здоровья;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребёнка, определение причин неусвоения образовательных программ, выявление потенциальных возможностей ребенка;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация межведомственной работы с психиатрами, педиатрами, школьными и дошкольными консилиумами;
  • осуществление методического сопровождения специалистов учреждений образования и здравоохранения;
  • формирование банка данных о детях-инвалидах и подростках с отклонениями в развитии;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении в вопросах  эффективного лечения, обучения и воспитания детей; информирование родителей о возможности получения дополнительной коррекционной помощи в реабилитационных центрах города;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции и инклюзии в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПМПК – проводит бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков до 18 лет с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, определения образовательного маршрута.

Цель ПМПК – организация помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий обучения и воспитания детей.

Осуществление процесса активного включения детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников совершенствование эффективности системы оказания психолого – медико — педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям) в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

  • Раннее выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии, определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии.
  • Усиление консультативной и поддерживающей роли ПМПК, предусматривающую возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций.
  • Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками, создание условий для получения образования. Пропаганда идеологии исключающую любую дискриминацию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
  • Взаимодействие с органами и учреждениями системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, службой медико–социальной – экспертизы в разработке документов, по вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Профилактическая и просветительская деятельность, направленная на активное включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, специалистов в целенаправленный коррекционно – развивающий процесс.
  • Систематическое повышение профессионализма и компетентности специалистов ПМПК, как условие для качественного проведения комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого – медико – педагогической помощи и определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.
  • Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми.
  • Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии.

Комиссия имеет право:

  • запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

Психолого-педагогическая помощь

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Ребенку предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации, которую он посещает, или в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем. Заключение врачебной комиссии и заключение психолого-медико-педагогической комиссии не требуется.

Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.

Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Используемые диагностические комплекты (программы)

  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого-педагогический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008;
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009;
  • Стребелева  Е.А. Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет). – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2011;
  • Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011;
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. – М.: Изд-во АПК и ПРО РФ, 2007;
  • Акименко В.М. Диагностический комплект «Логопедическое обследование детей» — Студия «ВиЭль», С.-Петербург, 2013;
  • Азова О.И. Диагностический комплект «Диагностическое обследование младших школьников» — М.: Сфера, 2008;
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000;
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
  • Методика Л.А. Ясюковой, ч.1 для общеобразовательных школ; методика Л.А. Ясюковой, ч.2 прогноз и профилактика проблем обучения в 2-6 классах; методика Л.А. Ясюковой, ч.3 прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников

Имеются наглядные пособия:

  • тест Д. Векселера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М.Н. Ильиной;
  • Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (2-3-х лет) Е.Стребелевой;
  • Логопедическое обследование детей В.М. Акименко;
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000;
  • Диагностический комплект М.М. Семаго;
  • Тест «Кубика Коса» (Иматон).