Бирская ЗПМПК

Наименование: Филиал государственного казенного учреждения республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия Бирская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия

Руководитель: Врио заведующего Денисова Марина Николаевна
Адрес:   452450,    Республика Башкортостан,   город    Бирск,   улица  Мира, дом  34
График работы (приема):    пн. – пт. с 9.00 до 16.30, перерыв: 13.00 –  13.30
Контактный телефон: заведующий 8 (34784) 3-17-72; запись на приём (34784)  2-32-81
Электронный адрес: birskpmpk@mail.ru
Skype: birskpmpk

Кадровый состав
Положение о ЗПМПК

Образование

Обследование детей ведется специалистами на русском, башкирском и татарском языках, с использованием дидактических материалов на указанных языках.
Комплексное обследование детей ведется на русском языке.
Численность обследуемых детей: 3000-3200 детей в год.
Зона ответственности: Аскинский, Балтачевский, Бураевский, Бирский, Дюртюлинский, Караидельский, Мишкинский районы, г.г. Бирск, Дюртюли.

Образовательные стандарты

Работа ПМПК осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (http://kremlin.ru/acts/bank/36698).

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК»

Приказу Минтруда России от 10.12.2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого—медико—педагогическими комиссиями».

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014г. №1598 (https://минобрнауки.рф/документы/5132).

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 (https://минобрнауки.рф/документы/5133).

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г № 1155.

Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных».

Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности».

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Указ Президента Российской Федерации от 06.12 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно- телекоммуникационных сетях.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.13 № НТ- 1338/08.

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико—социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 № 40650).

 Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  1. Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
  2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
  3. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
  4. Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
  5. Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии.
  6. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Комиссия имеет право:

— запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

—    осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

—     вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

 Психолого-педагогическая помощь

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.

Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

 Документы, необходимые для прохождения ПМПК с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Документы, необходимые для прохождения ПМПК перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Обучающимся на дому необходимо дополнительно предоставить документы:

  • медицинские заключенияс рекомендациями об обучении на дому  — копии, заверенные руководителем образовательной организации;

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя) или иного лица по нотариальной доверенности.

Методические разработки, программы:

педагог-психолог   Фролова О.В.

— Программа «Особый ребенок» (для детей от 1,5 до 3 лет) учебно-методическое пособие. (Срок реализации 1,5 год, возраст 1,5–3 года). Утверждена на РИС БФ БашГУ 2016, протокол № 8 от 16.04.2016г., апробирована в 2015 году на базе  МБДОУ детский сад №125 компенсирующего вида г. Уфы Шемуратовой Е.В. учителем-дефектологом.

— Программа «По развитию внимания у детей младшего школьного возраста» учебно-методическое пособие. (Срок реализации 4 года, возраст 7–11 лет). Утверждена на заседании кафедры психологии 2014 года, протокол  № 11 от 07.05.2014г., апробирована в 2009-2013 годы на базе  МБОУ СОШ № 10 г. Бирск  Куфтереной Е.Е. учителем начальных классов.

— Коррекционно-развивающая программа «По формированию адек5ватного уровня тревожности и устранению страхов у детей младшего школьного возраста» (Срок реализации 1 год, возраст 7–11 лет). Утверждена на заседании кафедры психологии БФ БашГУ, протокол № 2 от 02.02.2013г.,  апробирована в 2012 году на базе МБОУ СОШ № 2 с.Бураево Гиндуллиной Л.Р. педагогом-психологом).

Диагностические комплекты (программы)

Используемые диагностические комплексы:

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого-педагогический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008;

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009;

Стребелева  Е.А. Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет). – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2011;

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. – М.: Изд-во АПК и ПРО РФ, 2007;

Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. /Авт.-сост. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. (Библиотека психолога-практика);

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, методическое пособие, «Наглядный материал для обследования детей» Под редакцией Стребелевой Е.А., 2-е издание, переработанное и дополненное, М. — ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2005.

Пакет диагностических методик и технологий социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида  «Психосоциальная оценка семьи», М.: ИПК ДСЗН, 2014.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика – М.: «Когито-Центр», 2002.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994.

Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. М.: Когито-Центр, 1996.

Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик. //Школа Здоровья. 1998. Т.5, №3-4.

Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: 1998 г.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: 1995.

Забрамная С.Д., Боровик О.В Практический материал для психолого- педагогического обследования детей. — М.: 2002.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: 2007.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2005.

Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй. Альбом 1. Альбом 2./ О.Е. Грибова, М.: Аркти, 2000.

Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, М.: Аркти, 2-е изд. 2001.

Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и сязная речь/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, М.: Аркти, 2000.

Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй. Лексический запас../ О.Е Грибова, Т.П Бессонова. — М., Аркти, 1999.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.

Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 403 с.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240с.

Программы компьютерного тестирования

 (программы электронного обучения и дистанционных технологий)

Профессиональный психологический инструментарий  «Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)» — «ИМАТОН»,    С.-Петербург, 2007 г..

Профессиональный психологический инструментарий  «Диагностика структуры интеллекта (взрослый вариант)» — «ИМАТОН»,    С.-Петербург, 2011 г..

Профориентационная система Профи – I  —  НПФ «Алматея»,        С.-Петербург, 2007 г..

Профориентационная система Профи – II  —  НПФ «Алматея»,        С.-Петербург, 2007 г..

Профориентационная система Профи – III  —  НПФ «Алматея»,        С.-Петербург, 2007 г..

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» – НПФ «Алматея», С.-Петербург, 2007

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

 Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и техническими средствами для работы с инвалидами, людьми с ограниченными возможностями и специальными потребностями: Телевизор LED 50,  Мультимедийное оборудование, компьютер – 6 шт.,         ноутбук —  2 шт., нетбук – 1 шт., ксерокс – 1шт.,  принтер – 2 шт., МФУ – 5 шт.

Имеются наглядные пособия:

— тест Д. Векселера для исследования интеллекта детей дошкольного возраста  в адаптации М.Н. Ильиной (производство Амалтея);

— Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста Е.Стребелевой;

—    Диагностический комплект М.М. Семаго(психологические методики для оценки особенностей развития детей).

С 2015 года внедрено новое направление в процесс сопровождения детей с ОВЗ – психолого-педагогическое консультирование в онлайн формате с использованием веб-камеры      (skype birskpmpk).

Филиал оснащен  методическим, диагностическим инструментарием для  проведения обследования детей.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Для удобства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются пандус, вертикализатор, кресло-коляска.